11,2K подписчиков

Беседы с читателями. Путь в святая святых Истории, или Как простому человеку попасть в государственный архив

Сегодня у нас заключительная, четвертая часть обширной беседы с архивистом Николаем Дмитриевичем Курносовым. И в этой части мы наконец ответим на главный вопрос: каким образом простой человек, москвовед-любитель или начинающий историк может прикоснуться к самым настоящим архивным документам?

Сегодня у нас заключительная, четвертая часть обширной беседы с архивистом Николаем Дмитриевичем Курносовым.

Все фото для этой публикации и комментарии к ним предоставлены моим собеседником.

Напомню, что в Дзене имеется личный блог Николая Дмитриевича, познакомиться с которым можно (и нужно!) по этой ссылке.

Уверяю вас, здесь множество самых интересных историй.

А мы тем временем приступим.

  • Николай Дмитриевич, это уже четвертая часть нашей с вами беседы. И давайте в ней обратимся к нашим реалиям. Мне самому всегда было интересно, может ли обычный человек – как говорится, с улицы – зайти в архив и запросить интересующие его документы? В принципе, из ваших рассказов я давно уже понял, что да, может. Но вот как именно?

Об этом сейчас в интернете опубликованы десятки статей. Но я попробую максимально сжато описать весь алгоритм ваших будущих действий. Расскажу простыми словами о том, что вам предстоит, на примере моего родного архива города Москвы, где я проработал последние тридцать лет.

Все остальные архивные учреждения устроены примерно так же. Различия незначительные.

Я опишу то, с чем вы столкнётесь, если захотите вообразить себя историком, самостоятельно раскапывающим «пласты времени». Дело это долгое и кропотливое. Порой проще и быстрее заказать эту работу профессионалам, хотя эта услуга сейчас платная, если речь не идёт о простых стандартных запросах – типа выписки из трудовой книжки о стаже работы или из домовой книги о прописке в Москве.

Итак, вы начинающий исследователь-историк.

И первое, что должны сделать – чётко сформулировать для себя цель. Не абстрактную – «я хочу узнать свою родословную», – а максимально конкретную и локальную: «где жила в Москве моя прабабушка». Выяснив одно, вы по цепочке пойдете дальше – от одного поиска к другому. Зная адрес прабабушки, определите церковный приход – следовательно, узнаете год её венчания, дни рождения детей и, наконец, дату отпевания и место погребения.

  • Какие документы мне потребуется при себе иметь?

Ну, прежде всего, ваш паспорт. А также всё, что известно о бабушке: в какое время она здесь жила, в каком примерно районе. И с этими данными приезжаете в читальный зал по адресу: улица Профсоюзная, дом 82. Это в десяти метрах от метро «Калужская».

Звоните в холле по внутреннему телефону, выходит консультант и помогает оформить пропуск. В читальном зале вас внимательно выслушают и первым делом попросят заполнить короткую анкету.

Вполне возможно, что вам даже не нужно будет заказывать документы из хранилища. Я уже упоминал, что часто достаточно поискать нужные сведения в адресных книгах. Они хранятся рядом с читальным залом в справочной библиотеке. Если там нет искомых данных, то консультант расскажет, в каких фондах могут храниться нужные документы.

Сегодня у нас заключительная, четвертая часть обширной беседы с архивистом Николаем Дмитриевичем Курносовым.-2

Фонд – это массив документов по определённой тематике, хронологически или исторически связанных между собой. Например, «Фонд № 32. Московский городовой магистрат. 1725-1866 гг.»

Здесь же находится стеллаж, в котором стоят «Описи фондов», то есть списки разделов каждого фонда, где по порядку перечислены дела с документами. Например, «Фонд № 32. Опись № 19. Ревизские сказки по слободам Москвы».

Ревизские сказки – это не про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Это перепись населения столицы в 1743 году.
Ревизские сказки – это не про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Это перепись населения столицы в 1743 году.

Внутри описи названия дел; крайние даты, количество листов. Каждое архивное дело – это сброшюрованная папка с документами.

Описи длинные, до пятисот дел в каждой, так что листать их придётся долго. Листать и соображать: здесь ли находятся нужные сведения? Кончилась одна опись, листаете следующую. Если что-то непонятно – вновь обращаетесь к консультанту, он обязательно вам поможет.

Наконец вы, кажется, нашли номер дела, в котором могут храниться нужные вам документы. Но это только номер. Само дело спустят в читальный зал из хранилища только через несколько дней. Если оно оцифровано, то вам повезло – будете работать с компьютером или со специальным аппаратом для просмотра микрофильмов. Если не оцифровано – то приготовьте лекарства от аллергии. Не все люди спокойно воспринимают запахи древней трёхсотлетней бумаги, изготовленной ручным способом.

Старые дела
Старые дела

Вы оформляете требование на нужное дело (возможно, на несколько дел) и отправляетесь домой.

Через пару дней приезжаете снова в архив, получаете на руки заказанные документы, садитесь за свободный стол и начинаете листать. Читаете один документ за другим, медленно, вдумчиво – а они ведь не всегда напечатаны на машинке, часто написаны вручную. И хорошо, если разборчивым почерком.

Через 15 минут вы забываете, зачем сюда пришли – настолько интересно это чтение. Чужие проблемы, чужие судьбы увлекают вас. Порой такие занимательные истории раскрываются перед вашими глазами, что Чехов или Толстой отдыхают! Вы представляете себя молодым Пушкиным, который вот так же сидел в архивах и собирал материалы о Пугачевском восстании для своей «Капитанской дочки».

А потом смотрите на часы и понимаете, что рабочий день заканчивается, а вы так и не узнали ничего нового о своей прабабушке. Ну и ладно. Ведь завтра можно снова прийти сюда.

Дома вы подробно взахлёб рассказываете близким, где были и что делали. Приготовьтесь, что домашние могут отнестись к вашей затее по-разному. Хорошо, если жена скажет что-то подобное маменьке из «Женитьбы Бальзаминова»: «Мечтай, Мишенька, мечтай!» А ведь могут и пальцем у виска покрутить многозначительно.

Но, вполне вероятно, что вас поймут правильно и, по-крайней мере, внимательно выслушают. Хотя вы уже так погрузились в свои архивные изыскания, что реакция близких вас не сильно беспокоит. И ночью никак не можете уснуть в ожидании завтрашнего дня, когда снова через всю Москву поедете в архив на «Калужской» в последнем вагоне метро. И это будет уже не так страшно, как в первый день.

Через несколько дней вы уже выберете для себя любимый стол в читальном зале и будете досадовать, когда кто-то пришедший чуть раньше займет ваше насиженное место.

Как же, черт возьми, это всё интересно! Особенно, когда в новинку. Я очень вам завидую и желаю удачи в ваших поисках!

  • Большое спасибо! А какую часть запросов людей в архивы составляют документы именно по генеалогии?

Примерно половину. И ещё столько же – всевозможные справки по социальным запросам: трудовой стаж, профзаболевания, награждения медалями и орденами.

Таких обращений граждан было так много и они требовали для ответов столько трудозатрат, что руководство столичной архивной службы совместно с правительством Москвы построили совершенно необычный роботизированный архив, где рутинный ручной труд взяли на себя машины. Специальные краны-штабелёры достают с огромных стеллажей коробки с делами, укладывают их в транспортные модули, и эти тележки-роботы доставляют документы прямо в читальный зал.

На архивных коробках даже отсутствуют надписи, вместо них нанесены специальные штрих-коды.

(Листайте фотографии, чтобы увидеть это необычное хранилище документов изнутри.)

Но теперь возникла новая проблема – где найти в этом дальнем Подмосковье грамотных специалистов. Кроме обычных традиционных архивистов нужны компьютерщики, механики по логистическим машинам, ну и, конечно, бухгалтеры, экономисты и ещё куча других работников.

Объявили набор в близлежащих населённых пунктах: в Троицке, Обнинске, Балабанове, Чехове. Нужно триста человек. Пока, правда, реальных кандидатов раз в десять меньше. А москвичи не очень-то хотят ездить каждый день по пятьдесят километров туда и по столько же обратно.

  • Будем надеяться, что всё-таки рано или поздно специалистов наберут. Кстати, всегда было интересно, как правильно: в архиве служат или работают? Например, я, как человек хоть и немного, но связанный с театром, привык к тому, что в театрах «служат».

В архивах работают. Слово «служат» употреблялось в пушкинские времена. «Служил на театре», «Служил по почтовому ведомству», «ходил на службу в департамент» – это все словечки из 19 века. И, кстати, сам Пушкин какое-то время служил в архиве Министерства иностранных дел.

Это тот самый архив Министерства иностранных дел, вид с Моховой улицы. Он располагался в усадьбе Стрешневых-Нарышкиных на Воздвиженке. В 30-е годы усадьбу снесли и на её месте построили здание Государственной Библиотеки имени Ленина. Слева от архива МИДа (на снимке не видно) – стоит Дом Пашкова
Это тот самый архив Министерства иностранных дел, вид с Моховой улицы. Он располагался в усадьбе Стрешневых-Нарышкиных на Воздвиженке. В 30-е годы усадьбу снесли и на её месте построили здание Государственной Библиотеки имени Ленина. Слева от архива МИДа (на снимке не видно) – стоит Дом Пашкова
  • Ну и, наверное, самый животрепещущий вопрос. А как вы сами попали на работу в архив? Ведь случайных людей в этом деле, как я понимаю, не бывает.

Первое мое образование техническое. В конце 70-х годов я работал инженером-механиком. Зарплата была неплохая, работа интересная.

И тут я женился. Вошёл в семью, где все были так или иначе связаны с занятиями исторической наукой. Тесть – историк-палеолингвист, изучал мёртвый язык древней эламской цивилизации – было такое царство в 3-м тысячелетии до нашей эры на территории Южного Ирана. Тёща – преподаватель Ленинградского пединститута имени Герцена. Жена – филолог-индолог со знанием девяти восточных языков.

И вот я в возрасте Иисуса Христа решил радикально поменять свою жизнь – переквалифицироваться «из физиков в лирики».

Но быстро понял, что в Университет мне со своими слабыми знаниями по гуманитарным наукам не поступить, значит надо идти либо в педагогический, либо в историко-архивный. Причём легче было поступить на вечернее отделение, работая по профилю, и пришлось с неплохой по тем временам зарплаты в 160 рублей перейти работать в один из архивов на оклад в 90 рублей. Новая семья меня полностью поддержала.

Так я оказался в Центральном государственном архиве звукозаписи, где проработал десять лет.

В архиве ЦГАЗ СССР
В архиве ЦГАЗ СССР

Новая профессия мне нравилась, тем более что со звуком я был связан с юности. Играл в бит-группе, потом, когда трудился механиком по точной аппаратуре в Останкинском телецентре, тоже имел дело со звукотехникой и даже пытался пробиться в звукорежиссёры. Однако для этого нужно было иметь высшее музыкальное образование.

В общем, как-то Бог так всё управил, что мои юношеские интересы совпали с будущей профессией. И даже курсовые работы и диплом в институте я писал по истории звукозаписи и радиожурналистики.

Потом в страну пришла перестройка, появилось множество различных новых партий взамен КПСС, и одна моя коллега, работавшая в Объединении Мосгорархив, предложила мне стать её заместителем во вновь сформированном отделе комплектования Архива общественных движений Москвы.

  • Вот как раз это интересно! Почему именно вам?

Я в то бурное время стремился быть в гуще событий, таскался по всяким политическим тусовкам, по митингам, запоем читал либеральную прессу. В общем, в бывшем столичном партархиве как раз требовался человек, который был в этом новом политическом бульоне как бы своим.

Об этом процессе собирания документов от молодых политических партий я уже рассказывал.

Кстати, недавно отыскал у себя в компьютере любопытную фотографию. Она очень подошла бы в качестве иллюстрации к предыдущей части нашей беседы, где вы спросили – были ли в захваченном толпой здании МГК КПСС секретные документы. Конечно были, и хранились они там вот в таких папках.

Это подлинные папки, привезённые в Архив общественных движений Москвы в 1993 году из МГК КПСС. Правда, валялись они в коридорах партийного ведомства уже пустыми, документы из них были выброшены в общую груду на полу.
Это подлинные папки, привезённые в Архив общественных движений Москвы в 1993 году из МГК КПСС. Правда, валялись они в коридорах партийного ведомства уже пустыми, документы из них были выброшены в общую груду на полу.

В середине 90-х ситуация стабилизировалась, архивная работа немного наладилась. Во всяком случае, до такой степени, что в нашем архиве даже началась реорганизация и оптимизация. И разрозненные отделы комплектования нескольких столичных архивов начальство решило объединить в единый мощный Центр комплектования архивного фонда.

И одновременно с этим начальнику Главархива Москвы Алексею Самсоновичу Киселёву пришла в голову прогрессивная идея развития нового вида архивной работы – устной истории. То есть такой своеобразной журналистики – собирания рассказов москвичей о каких-то неизвестных или забытых эпизодах отечественного прошлого.

Совершенно необычная для архивистов деятельность. В общем, начальство выделило мне деньги на создание звукозаписывающей студии и объявило полную свободу действий.

В студии звукозаписи Главархива Москвы водитель лунохода полковник в отставке Вячеслав Довгань и директор Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Сергей Кушнарёв.
В студии звукозаписи Главархива Москвы водитель лунохода полковник в отставке Вячеслав Довгань и директор Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Сергей Кушнарёв.

Николай Дмитриевич, уже не знаю какой раз я выражаю вам благодарность за ваш замечательный рассказ, уверен, что смело могу сделать это же и от лица моих дорогих подписчиков. Впрочем, знаю, что они и сами это сделают с удовольствием.

Спасибо вам огромное за уделенное время, за удивительные истории и такие подробности. Очень многое у нас осталось за кадром, о многом я хотел бы еще вас расспросить и уверен, что у вас еще много есть чем поделиться и об этой профессии, и о вашем в ней участии.

Сегодня у нас заключительная, четвертая часть обширной беседы с архивистом Николаем Дмитриевичем Курносовым.-11

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!