Найти в Дзене
"Хомо люденс"

7 смешных примеров, как в кино СССР актеры снимались в личной одежде

Оглавление

Не только из-за недостатка денег или по недосмотру. Бывало, что для-ради стилистики актеры появлялись в кадре в своей одежде, а не в нарядах, приготовленных костюмерами.

Конечно, бывало подобное в фильмах разных, к примеру:

  • постсоветских. Так, главного героя кино Алексея Балабанова «Брат-2» 2000 г. одевали из личных запасов (зеленое женское (!) пальто ему досталось от художницы по костюмам Надежды Васильевой, купившей его когда-то в Германии), а также из секонд-хенда (свитер, ставший потом знаменитым, был куплен за 35 руб.);
  • зарубежных. В частности, для съемок голливудской комедии от Джона Чу «Безумно богатые азиаты» 2018 г. актриса предоставила собственное кольцо, причем весьма дорогое и уникальное.

Но мы тут с вами остановимся конкретно на фильмах СССР – когда что-то очень любишь, отмечаешь в нем самые тонкие нюансы. Давайте рассмотрим самые любопытные примеры в зависимости от причин, по которым герои кино щеголяли в нарядах игравших их актеров или других участников съемок.

1. Своя одежда по недосмотру

Будущая звезда советского кино Андрей Миронов начинал покорять съемочную площадку с фильма Александра Птушко «Садко» 1952 г. Точнее, он попытался это сделать, но был отбракован режиссером. Причем с треском.

Оказывается, Андрюша, которому тогда было всего 11 лет, не захотел надевать исторический наряд прямо на тело. Его смутила «дерюжка», и он натянул под нее собственную тенниску, чтоб было удобнее. А эта современная майка возьми да выгляни из-под костюма во время кастинга.

Режиссер заметил этакое историческое несоответствие и выгнал юного актера.

Так первый блин будущей звезды оказался комом. Но все же хорошо, что Птушко заметил. Иначе получился бы курьезный ляп, как в голливудском фильме о древней истории, где в кадре на руке одного из рабов явно были видны… часы.

2–3. Своя одежда по стилю

Тот же Миронов, уже повзрослев, вновь появлялся в собственной одежде в кадре, но уже с разрешения режиссера.

Дело в том, что его герой Геша из замечательной советской комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 г. был пижоном-стилягой. И наряды на нем должны были смотреться недешево. Ведь Козодоев:

  • с одной стороны, официально работал манекенщиком, стало быть, имел представление о стиле, вполне мог обладать недypcтвенным вкусом;
  • с другой стороны, неофициально был контрабандистом, а стало быть, имел доступ к иностранным шмоткам.

Так вот, помимо прочего, Геша красовался в двух водолазках. Одну из них – белую – ему приобрели не абы где, а в элитной «Березке» на валюту (!). Другая – голубая – принадлежала самому актеру.

Кадр из советской комедии Гайдая «Бриллиантовая рука»
Кадр из советской комедии Гайдая «Бриллиантовая рука»

А вот для комедии СССР от Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» 1985 г. модные тряпки нужны были для девушки – Нади Клюевой, которая, в отличие от Геши Козодоева, прямых каналов поставок из-за границы не имела. В ее распоряжении был лишь знакомый Сусанны – фарцовщик.

Однако для съемочной группы это проблемы поиска дорогих шмоток не упрощало. Чтобы превратить простушку Клюеву в элегантную особу, на которую оглядываются мужчины, нужен был приличный гардероб. На киностудии в эпоху дефицита ничего такого не нашли. Поэтому героиню Ирины Муравьевой одевали всем миром:

  • эффектная яркая красная шляпа ей досталась по сюжету – от Сусанны, а по факту – от игравшей ее Татьяны Васильевой, которая в миру была той еще модницей;
  • прелестную короткую шубку и платья Муравьева принесла из собственных домашних запасов;
  • кепи, которое Люся Виноградова пыталась сбыть сослуживице, а Миша Дятлов высмеял (мол, «сам Олег Попов к нам пожаловал»), принесла сама Лариса Удовиченко, в эту Люсю и воплотившаяся.

В личных одеждах снималась также Вера Сотникова, которая появлялась в эпизоде как мимолетная подружка Володи.

Более того, некоторые СМИ утверждают, что в этой комедии в личной одежде засветились так или иначе вообще все актеры, за единственным исключением: на «Мосфильме» нашли пиджак Леше Пряхину (на который он пятно посадил).

Кстати, исполнивший эту роль Михаил Кокшенов также не остался в стороне и кое-что личное привлек для съемок. Правда, покрупнее, чем одежда: это в его собственном авто («последняя модель "Жигулей"… хи-фи») разъезжал модный Аркадий.

Кадр из советской комедии  Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная»
Кадр из советской комедии Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная»

4–6. Одежда по чужому вкладу

Бывало, что в общий процесс съемок вносили вклад из личных запасов не только актеры, но и другие участники съемок, а также их близкие люди.

Например, в советском фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1980 г. Гоша, он же Жора и т. д., даром что был слесарем, а одевался в весьма дефицитные то тем временам джинсы «Вранглер». И на съемочную площадку они попали благодаря щедрости супруга Жанны Мелконян, которая в этом фильме была художником по костюмам.

Некоторые источники уверяют, что Алексею Баталову так подошли и понравились джинсы, что он их потом как-то этак ненароком оставил себе.

А вот Федулу из мелодраматической комедии Георгия Данелии «Афоня» 1975 г. одеяния сыскались… на огородном пугале с дачи режиссера. И Борислав Брондуков не только не обиделся (чего обижаться, какой герой – такой и наряд), но и сыгрался с этим старьем весьма органично.

То, что он сросся с образом, стало ясно сразу: на съемки сцены в ресторане Ярославля актера не пустили швейцары – уж очень некомильфо он, по их мнению, выглядел. Сотрудники ресторана даже хотели вызвать милицию. Но потом им всё разъяснили – как говорили в другой комедии СССР, «это у него из роли, из роли, ну, вот роль такая».

Кадр из советского фильма Данелии «Афоня»
Кадр из советского фильма Данелии «Афоня»

Бывали также курьезные ситуации, когда какие-то личные вещи доставались героям другого (!) пола.

Так произошло, в частности, с Калугиной в советской комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» 1977 г.

Помните, пока героиня была в образе строгой директрисы, она носила этакие серьезные, если не сказать – суровые массивные очки в толстой роговой оправе? Они нужны были:

  • самой героине – чтобы подчеркнуть свой сугубо официальный статус;
  • режиссеру – чтобы показать зрителям, что Калугина за огромными линзами пряталась от мира, тщательно и надежно скрывая свое одиночество. Этакие очки-бастионы.

Так вот данный раритет на время съемок достался нашей в действительности очень женственной актрисе Алисе Фрейндлих от… пожилого отца оператора этой картины Владимира Нахабцева.

Можно сказать, сей аксессуар придал завершенности образу. Честное слово, смотришь на эти очки – и понимаешь, почему Новосельцев в приступе страха перед начальством назвал его/ее Прокофией Людмиловной.

Кадр из советской комедии Рязанова «Служебный роман»
Кадр из советской комедии Рязанова «Служебный роман»

7. Своя одежда по приколу

Но самый смешной казус вышел, пожалуй, с героем Леонида Каневского из уже упомянутой комедии Гайдая «Бриллиантовая рука».

Актеру пришлось сниматься наполовину в костюме, который он, так сказать, носил на себе всегда. Проще говоря, ни в чем. Но только выше пояса, а ниже на нем были белые брюки.

Так вот, оказывается, этакий наряд полу-Адама не был придуман по сценарию, но получился как бы сам собой.

Сам актер делился в интервью, что сшитая костюмерами одежда ему не подошла. Стали искать замену – но так ничего и не обнаружили. А время поджимало.

Пока сотрудники съемочной группы рыскали в поисках хоть чего-то, сам Каневский предстал перед камерой в одних брюках. Благо дело было жарким летом в Баку.

Впоследствии актер со смехом рассказывал журналистам: «...я тогда занимался спортом и имел хорошую фигуру. Гайдай посмотрел на меня и решил, что такой образ подойдет для моего персонажа».

Кадр из советской комедии Гайдая «Бриллиантовая рука»
Кадр из советской комедии Гайдая «Бриллиантовая рука»

__________

Дорогие читатели, делитесь об известных вам фактах: как актеры играли в одежде своей или доставшейся им необычно/курьезно/и т. п.

И читайте посты, как Тихонов по Берлину в форме Штирлица (штандартенфюрера СС!..) ходил, пугая простых граждан, плюс почему герои кино не меняют одежду в течение всего сюжета и еще как выкручивались при съемках советских фильмов, когда не было реквизита или нужны были дворцы.

Также отгадывайте тесты, где надо назвать кино или мультик по костюму героя, плюс по шляпе героя, а также по… бороде героя.

#кино #знаменитости #юмор #общество #СССР #культура #актёры #кино_СССР