Среди многоэтажек Москвы живёт замечательный сказочный домик. К нему можно прийти, если вы выйдете из метро "Сухаревская".
Это филиал Третьяковской галереи - дом-музей знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова, имя которого известно всем.
Виктор Михайлович Васнецов был удивительным художником, который писал портреты и сказочные сюжеты, пейзажи и украшал храмы. Этот дом был построен по его эскизам для его собственной семьи. Здесь он прожил 32 года.
Семья Васнецовых до обретения собственного жилья сменила 6 московских адресов и успела пожить в Киеве, где работал глава семейства. Но к 1893 году они сумели скопить достаточное количество денег на строительство собственного дома на собственной земле.
В 1891 году художник приобрёл землю у крестьянской семьи Филипповых - тихое уютное место неподалеку от Садового кольца, рядом со старинным подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и приступил к созданию эскизов внешнего и внутреннего обустройства особняка. Строительство велось по собственному проекту Васнецова: он продумал всё, от общего архитектурного решения до декора фасадов и убранства комнат. Дом мыслился не просто жильем, он должен был воплотить идею художника о соединении искусства с жизнью и создавался как произведение искусства.
Технические вопросы строительства помогал решать молодой архитектор Михаил Приёмышев, ученик Фёдора Шехтеля. Строительными работами руководил владимирский мастер-плотник Михаил Густяков. Материалы для строительства закупались в Москве, дерево – сосну – специально везли из Владимирской губернии.
Работы заняли около года и завершились осенью 1894. На карте Москвы появился необычный двухэтажный особняк в русском стиле. Наконец Виктор Михайлович мог порадоваться новоселью:
"Живём мы теперь в новой избе, которую выстроили в моё отсутствие, покуда я был в Киеве – каковы москвичи!"
Однако не сразу строение обрело окончательный вид. Его фасады оштукатурили и побелили лишь спустя четыре года, тогда же окна украсили наличниками в форме кокошников.
Этот дом всегда был очень гостеприимным. Музей и сегодня отражает особую творческую атмосферу, которая сложилась вокруг В.М. Васнецова: в гостиной дома часто собирались представители московской художественной интеллигенции.
Сюда приходили семьи П.М. Третьякова и С.И. Мамонтова, художники И.Е. Репин, В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, В.А. Серов и, конечно же брат хозяина, Аполлинарий Михайлович Васнецов. Здесь побывали и А.П. Чехов, А.М. Горький и певец Ф.И. Шаляпин. Собирались в гостиной, ставили домашние спектакли, читали вслух, слушали музыку. В своих воспоминаниях Фёдор Иванович Шаляпин писал: "Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом".
Обстановка гостиной комнаты полностью сохранена такой, как была создана хозяином. Буфеты, божница для икон, стулья , большой стол - всё это выполнено по эскизам самого художника.
Здесь существовало пространство для гостей и детей, которые не пересекались. И, конечно, пространство для творчества - мастерская художника, в которую можно было попасть по деревянной винтовой лестнице. Однако подниматься по ней было разрешено далеко не каждому...
Виктор Михайлович жил здесь до своей смерти в 1926 году. Смерть Васнецова стала большим испытанием для его родных. Сын художника Алексей писал:
"Дом наш опустел - точно душа отлетела от него - всё тут было "его", носило его отпечаток - страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее желание - всё сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея".
И начало музею было положено уже в 1927 году организованной наследниками "Посмертной выставкой картин и рисунков Виктора Васнецова".
Экспозиция располагалась в мастерской, гостиной и классной (в остальных комнатах продолжали жить родные). В первый же день выставку посетили более 500 человек. На протяжении многих лет она вызывала большой интерес у зрителей и просуществовала до 1933 года.
После Великой Отечественной войны, в преддверии празднования столетия со дня рождения художника в 1948 году, наследники вновь заговорили о создании мемориального музея. В 1951 году они безвозмездно передали государству земельный участок, дом с обстановкой, произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Началась нелёгкая работа по подготовке экспозиции, которая легла на плечи детей художника Татьяны Викторовны и Алексея Викторовича, невестки Зинаиды Константиновны Васнецовой-Соколовой, племянника Дмитрия Аркадьевича, впоследствии ставшим первым директором музея. 25 августа 1953 года состоялось торжественное открытие Дома-музея В. М. Васнецова. В 1986 году он вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» как научный отдел. Сегодня Дом-музей хранит разнообразную и богатую коллекцию: иконы из собрания В. М. Васнецова, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы быта, книги из личной библиотеки художника, подлинные фотографии, письма и документы.
Материал с сайта http://small_museums_near.tretyakovgallery.ru/vasnetsov_house
Виктор Михайлович Васнецов прожил в своём доме-тереме после революции 9 лет. Все созданные им в этот период картины здесь и остались. Ранее созданные, наиболее известные, "Три богатыря", "Алёнушка", "Витязь на распутье" можно увидеть в Третьяковке и Русском музее. Хотя есть в доме и картины, которые художник намеренно не передавал в личные коллекции.
Я не буду выкладывать фото тех картин, которые здесь остались "жить". Мне показалось более интересным собрание портретов в доме-музее. Все обращают внимание на портрет художника в его мастерской, который выполнила его дочь Татьяна...
...на портрет тёщи ...
... на неоконченный портрет художника Михаила Нестерова
Но есть ещё несколько портретов в разных комнатах музея. Это семейная галерея. Посмотрите и на них.
А ещё не могу не показать фото религиозных работ В.М. Васнецова, которые находятся в музее. Ну прежде всего - это Ангел молчания (Ангел тишины). Художник когда-то нарисовал его прямо на стене мастерской.
Мозаика "Спас на престоле" во дворе дома-музея
И самое знаменитое - икона Божией матери с младенцем 1889 года. Она была одним из вариантов изображения в храме на Андреевской горке в Киеве.
***
Дом-терем, дом-мечта, дом-мастерская великого русского художника, созданный им для себя и вокруг себя. Почти идеальный мир, в котором добро всегда побеждает зло. Нужно ли звать сюда посетителей? Однозначно - ДА! Ведь мой рассказ о музее очень субъективен, и я очень мало о чём сегодня рассказала.
Но знайте, что подобная концентрация произведений одного автора в одном месте крайне редко встречается, и этим нужно обязательно пользоваться.
Лайки помогают развитию канала!