Во время прошедшей в конце мая 2024 года в г. Краснодаре выставки «Золотая Нива 2024» Ассоциация «ИнтерАгроТех» и российский агропортал «ГлавПахарь» провели совместное аналитическое исследование по оценке потребительского предпочтения аграриев в одном из наиболее динамично-развивающихся как в России, так и во всем мире секторов рынка АПК — систем автопилотирования сельхозтехники.
По оценке одного из влиятельных аналитических агентств Maximize Market Research мировой рынок автопилотируемой сельхозтехники в 2023 году составил более 2,7 млрд. долл. и достигнет к 2027 году 11,9 млрд. долл. при высокой динамике — 19.3%.
Целью исследования было определение реального положения дел в этой зоне после двухлетнего периода реализации программы импортозамещения, ухода с рынка многих западных вендоров и появления новых азиатских игроков.
«В частности, нам было интересно узнать, как агрохозяйства относятся к китайским продуктам, массово пришедшим на российский рынок, как фермеры оценивают их качество в сравнении с отечественными аналогами, с тем, чтобы выработать рекомендации для повышения качества наших решений, расширения их функционала для наиболее полного удовлетворения потребностей отечественных фермеров. А также, не представляет ли опасности для развития национального сектора рынка такая экспансия и не требуются ли меры госрегулирования для защиты отечественного производства».
Наталья Филиппова - директор Ассоциации «ИнтерАгроТех»
Основным итогом исследования стало явное предпочтение отечественными аграриями российской продукции. Более 85% респондентов в ответе на вопрос, «Какая, по вашему мнению, сегодня самая популярная марка трактора?» проголосовали в поддержку отечественных машин (включая белорусских производителей). В числе наиболее популярных моделей фермеры видят:
- МТЗ — 46%;
- КИРОВЕЦ — 35%;
- Ростсельмаш 4%.
Примерно столько же поклонников набрал ближайший из зарубежных конкурентов John Deere 4%. Около 11% ответов пришлось на другие марки.
Примерно такая же картина сложилась и с потребительскими предпочтениями зерноуборочной техники. В ответе на вопрос, «Какая, по вашему мнению, сегодня самая популярная марка комбайна?» 68% опрошенных остановились на комбайнах «Ростсельмаш» (причем 11% из них именно на комбайнах ACROS/«Акрос») и 8% «Брянсксельмаш» и «Гомсельмаш». Поклонники CLAAS набрали 5% и John Deere — 3%.
В ответе на вопрос, «Какая, по вашему мнению, сегодня самая популярная система автопилотирования сельхозтехники?» 57% аграриев отдали предпочтение отечественному решению на основе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot, обладающему, помимо компьютерного зрения, также и возможностью навигации по GPS-сигналу.
15% проголосовали за ушедшую с рынка американскую Trimble, представляющую системы параллельного вождения по GPS. Остальная часть респондентов проголосовала за другие решения зарубежных производителей — 28 % (11% из которых составили китайские системы параллельного вождения).
Одним из важных разделов анкеты был блок о конкретном сравнении качества отечественных тракторов и систем автопилотирования с китайскими продуктами. Вопросы звучали: «Какие модели тракторов вы предпочитаете использовать, российские или китайские?» и «Какие системы автопилотирования вы предпочитаете использовать, российские или китайские?». В первом случае отечественную технику поддержало 84% человек, во втором, предпочтение российским системам составило 91%.
Кроме того, организаторами исследования были проведены 32 экспресс-интервью с представителями руководства агрохозяйств по теме необходимости государственного регулирования в условиях массового проникновения китайских продуктов на российский агро-рынок.
Подавляющее большинство руководителей (86%) считают это серьезной проблемой, которая требует незамедлительной поддержки государства для защиты отечественного производителя. Не беспокоит азиатская экспансия лишь 3% опрошенных. 11% затруднились с ответом.
«Как мы видим, итоги исследования говорят о низком уровне предпочтения китайской продукции. В личных интервью респонденты объясняли это недостаточным уровнем ее качества, по сравнению с отечественными аналогами», заключает Наталья Филиппова.
Всего в исследовании приняло участие 1129 представителей агрохозяйств из 14 регионов России, среди которых:
- Краснодарский край — 44%;
- Ростовская область — 28%;
- Ставропольский край — 7%;
- другие регионы — 21%.
Собственники и представители руководства составили 33% опрошенных. Фермеры — 48% и 19% — бригадиры, механизаторы и другие специалисты. 6% респондентов представляли крупные хозяйства, 63% — средние и 31% — малые.