Мы с вами, дорогие читатели, остановились на том моменте, когда выбор был: вверх (Машук!) или вниз (город). Это мы доехали на электрички до предполагаемого места дуэли Лермонтова (многие туристы потом ещё ходят в некрополь, но я посчитала, что раз могилу перенесли, то в Тарханах могилу и посмотрю... когда-нибудь! возможно:), знаю, что индустриальные туристы Лермонтовскую станцию любят - исследуют активно район Бештау, где были когда-то урановые рудники, ходят на озеро с дозиметром... в общем, чем хорош Пятигорск - каждый найдёт там что-то своё. Это действительно большой и разнообразный город - отнюдь не только курорт, чем, собственно, интересен!..
Мы спустились через парк мимо дач, санаториев и бюветов к Источнику номер 1, чтобы оттуда уже перейти оживлённый перекрёсток и... спуститься к домику Лермонтова. На самом деле это целый музейный квартал, куда сходятся все туристические пути (чуть выше у нас памятник генералу Ермолову, памятник Ленину чуть дальше... в общем, такое... насыщенное культурно-историческое место):
Итак, мы сейчас стоим на улице Лермонтова, возле питьевого бювета источника номер 1, а потом... мы пошли в домик Лермонтова, но я сперва немножко покажу окрестности, т.к. усадьба генерала Верзилина (не только один домик!) требует отдельной статьи, конечно! А я ещё постоянно щёлкала фото всяческих дач, особняков... всё, что на карте обозначено порой как корпус номер такой-то...
Меня, конечно, занимала дача Эльзы неподалёку... даже специально залезли в горку, чтобы сделать фото:
Здесь есть отдельная статья о том, кто такая бедная Эльза:
Конечно, многочисленные разграбления и реставрации мало, что оставили мне пофотографировать и посмотреть, но зато вокруг... есть менее зловещие "локации", поэтому... лучше сохранились:
Но есть статья про известные майолики Пятигорска, которые делал Иван Калмыков, и тут есть рассказ про эту дачу - дачу Стрелкова: там есть хорошее яркое фото:
Меня издалека привлекли остатки фасада с майоликой, но оказалось, что с другой стороны улицы не разглядеть, а вблизи - зелень и забор мешают... вообще зелени были уже целые джунгли! - прямо как у нас в июле-августе... а здесь - в конце апреля!..
С одной стороны здорово, что лето, с другой... хочется ноябрь, что ли? - чтобы всё было видно. Но... я помню, что осенью есть свои сложности в путешествиях. А именно: короткий световой день... не разгуляешься особо...
А тут хоть на цветущие каштаны посмотрела:)
Хотя в итоге я потом огорчённо рассматривала сделанные фото - я привезла много зелёной каши, которая, откровенно говоря, нужнее в пироге...
Почему я о пирогах заговорила? - пошла в "Мистер Слойкин" брать осетинский пирог с зеленью. Вообще я там просто лепёшки с сыром или с мясом брала, т.к. они самые сытные и недорогие, но они как раз к обеду кончились... а я человек простой - мне надо каждые три часа подкрепляться, чтобы интересоваться прекрасным:)
Потом мы пошли в район улицы Чкалова, где нечаянно наткнулись на стену из к/ф "Двенадцать стульев", но я тогда об этом не знала, а фото, где я едва уже держусь за эту самую стенку, ибо подъём был крутой, а я отяжелела после еды, я выкладывать не стану:) - ни к чему лишний хайп:)
Но вообще хорошую статью мне телефон потом подсунул всё-таки:
Ну, а калитка на Чкалова, конечно, и моё внимание привлекла:
Вообще там тихо, тенисто и хорошо: смотрите сами!
Особенно после дней, когда стояла удушающая тридцатиградусная жара, и весь город дрожал в мареве желтоватой дымки...
Сегодня - совсем другие виды с той стороны Машука, где "бесстыжие ванны", кстати:
Когда приезжаешь второй раз, то понимаешь, что в целом оно всё "в шаговой доступности", но надо понимать, что чаще всего доступность будет в режиме "лезем в горку".
Но вернёмся теперь на перекрёсток улиц Буачидзе и Лермонтова:
тут вам и туристы, и отдыхающие в санаториях, и те, кто идут за угол - в кассу, чтобы купить билеты. Мы тогда, помню, взяли комплексный, чтобы уж ничего не упустить, а заодно попали в музей композитора Алябьева и... я не пожалела.
Пока шли по улицы Буачидзе, то удивлялись, что сперва нужно было пройти явно жилой дом, потом школу... мы даже забеспокоились - не пропустили ли?..
Да, разумеется, необходимо пояснить, кто такой Самуил Григорьевич Буачидзе? Это был известный борец за Советскую власть на Северном Кавказе. Партийная кличка у него была «Ной». С марта 1918 года – председатель Терского Совнаркома. Убит белоказаками на митинге в казармах Апшеронского полка в 18-ом же году... ему было, кстати, всего тридцать шесть лет...
Впрочем, тут дело такое: рассказывала всем про Лермонтова, приехав из Пятигорска, и подруги смеялись: - Мол, в школе мне казалось, что пожил он хорошо - двадцать семь лет!
Отвечаю: - Мои ученики тоже постоянно пишут, что молодость примерно до двадцати пяти, а потом начинается неизбежное угасание, а потом приходит смерть.
-Да уж! - пишу я красной пастой, не сдержавшись, - угасаю-угасаю, а всё никак не умру!..
То есть в юности кажется, что это вполне ничего, зато чем старше становишься... в общем, меняются взгляды на всё.
Улочка эта тихая, зелёная, расположена вверху старой части Пятигорска, короткая - всего два квартала, с востока ограничена улицей Чкалова, с запада – улицей Соборной... про соборы я уже не раз писала: на Кавказе с ними грустно - всё активно повзрывали в годы Советской власти, и я в каждом городе просто очень стремилась посмотреть какую-нибудь церковь, которая пережила Советскую империю, а таких... по одной-две штуки на город уцелело. В такие минуты понимаешь, что моему родному городу как-то повезло с церквями. Хотя бы. Молчу уж про городки Тверской области или Владимирской - там просто россыпи архитектурных шедевров, если говорить о православных храмах...
Но вернёмся к улице Буачидзе и к дому Алябьева. Перед ним есть дом Кузнецова (Андрея Ивановича), у которого был... вкус к роскоши, не иначе. И стремление к тому, чтобы быть на острие моды, так сказать... помните, что в начале ХХ века многие увлекались темой Древнего Египта?
Сейчас здесь школа, а вообще про этот дом хорошо написано здесь - я уже в этой статье давала ссылку на эту статью о майоликах Пятигорска, но ещё хочу, т.к. здесь про дом архитектора Кузнецова тоже есть хорошие фото:
Меня заворожило это сочетание жёлтоватого кирпича и голубых майоликовых вставок с изящными узорами в стиле модерн, но есть что-то и восточное, и египетская тема хорошо "играет": голубой с золотистым вообще навевают какие-то сказочные ассоциации: на фоне песков и голубого неба закрытые дома, бежевые, с наглухо закрытыми ставнями, подрагивающие как миражи в пустыне...
А какой же дом выбрал Алябьев? Выбрал он дом майорши Карабутовой, которая сдавала комнаты приезжим. Что он вообще делал в Пятигорске? Знаменитый композитор, оставивший нам романсы, оперы, балеты, приехал в Пятигорск в 31-ом году 19-го века, и окунулся в новую, солнечную жизнь - смена климата, говорили, пошла ему на пользу и вдохновила на создание новых произведений. А пикантность в чём? В том, что он вернулся из родного Тобольска не просто так, а... из ссылки.
Композитор родился в Сибири, в городе Тобольск, потом они переехали в Петербург с семьей, он вырос, выучился и пошёл в армию - воевал с Наполеоном, участвовал во взятии Дрездена, Лейпцига, брал Париж. А после случилась некрасивая история: в 1825-ом году Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика. Некого Тимофея Времева где-то на почтовой станции в Подмосковье, в Чертаново, которое было деревней...
У Писемского есть роман "Масоны", где этот случай описан... несмотря на недоказанность убийства, Алябьев был сослан в Сибирь, лишён всех прав и дворянского звания. Пишут, что на самом деле виной всему была связь Алябьева с декабристами...
И после трёхлетнего заключения в крепости, Алябьев был сослан в Тобольск, где он организовал оркестр из местных казаков, руководил хором, выступал как концертмейстер, дирижёр, талантливый организатор.
После того, как срок ссылки закончился, Алябьев переехал на Кавказ - точно знаю, что он был регентом в хоре Свято-Троицкого собора в Ставрополе, а вот в Пятигорске он живёт наездами, здесь пишет "Кабардинскую песню", сборник "Черкесские песни", "Кавказский певец" и т.д. Здесь была задумана будущая опера "Кавказский пленник". В Пятигорске Александр Александрович пробыл до августа тридцать второго года.
Музей интерактивный, и мне по душе пришёлся зал, где можно было взять наушники и послушать романсы на стихи Лермонтова. Это для ленивых, - как я шучу. Так ведь порой легче воспринимается текст стихотворения... в общем, я радостно накинулась на какие-то стихи, которые у меня никакого отклика не вызывали, чтобы сравнить... там я надолго, помню, зависла...
Вообще у меня есть статья и о домике Лермонтове, и доме Алябьева, и даче Эльзы пробегом... всё оптом, короче. Чтобы дважды не вставать, видимо... даже единственный уцелевший с "дореволюции" храм там охвачен - в общем, день в Пятигорске по горячим следам:
Но иногда я понимаю, что нужно два взгляда - эмоциональный, чуть поверхностный, но всеохватный, а потом хорошо бы сесть и повспоминать основательно:). И подкрепиться не одними осетинскими пирогами, но и знаниями. Например о том, что на улице Буачидзе жил известный священник Эрастов, который терпеть не мог Лермонтова и предлагал его после дуэли не хоронить, а бросить в яму, закопать "как собаку" без погребального обряда... заметьте, эту реакцию мы уже наблюдали у Николая I, помните? - в статье про дуэль я писала:
Усадьба священника полностью изменила свой облик, поэтому я не выкладываю фото, но любопытно, что в ней летом 53-его года (девятнадцатого века) снимали дачу родственники Льва Николаевича Толстого и... он там их навещал.
Вот мы дошли до конца улицы Буачидзе и... я с вами прощаюсь - до новых встреч на канале, не забывайте ставить лайки!
А дальше у нас... домик Лермонтова: