На дореволюционных домах Пятигорска часто можно увидеть оформление фасадов керамическим панно. Керамическую плитку изготавливали из глины, а потом расписывали глазурью. Есть прям грандиозные работы, например, как в Таганроге оформлен дом хлеботорговца Шаронова, построенный академиком Шехтелем. Я прошелся по Пятигорску и сделал подборку зданий, в которых на фасаде можно увидеть керамические панно. Чтобы вы тоже могли их посмотреть, оставляю под фото адреса этих зданий.
Самая грандиозная работа по своей красоте из керамических панно в Пятигорске - Ставропольский государственный театр оперетты. Здание театра в стиле модерн было построено в 1915 году архитектором Андреем Кузнецовым и на его возведение не оказала влияние даже Первая мировая война. Это здание считается одной из лучших работ архитектора Кузнецова. Оригинальный декор фасадов трехэтажного здания театра был выполнен по эскизам Людвига Шодкого - автора, скульптуры которого украшают здание Главных нарзанных ванн в Кисловодске. Панно из глазурированной керамики (майолики) на фасаде театра под названием "Атрибуты искусства" были изготовлены в керамических мастерских "Закал" Ивана Калмыкова.
Важно отметить архитектора Кузнецова. Андрей Иванович Кузнецов выходец из донских казаков. Образование получал сначала в Новочеркасске, а затем в институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В 1906 году стал вольнонаемным помощником старшего архитектора КМВ, занимаясь главным образом курортным строительством на Пятигорской и Железноводской группах.
За десять лет работы им были спроектированы и построены более сотни самых различных сооружений в Пятигорске и других городах Кавказских Минеральных Вод. Среди них в том числе и Пироговские ванны в Пятигорске.
Как я сказал выше, автором знаменитых Пироговских ванн, которые находятся на бульваре, идущем к озеру "ПровалЪ", является архитектор Кузнецов. Здание ванн из желтого кирпича и большого купола в центре, было открыто в 1914 году. В начале XX века Пироговские ванны были самыми верхними ванными Пятигорска. Изначально эти ванны назывались Тиличеевскими, по фамилии директора Кавказских Минеральных Вод Сергея Васильевича Тиличеева, который и инициировал строительство ванн. И опять, здесь поработала связка архитектора Кузнецова и художника Калмыкова, керамическое панно за авторством которого оформило фасад Пироговских ванн. На одной из плиток можно и сейчас увидеть подпись "Керамическая мастерская худ. И.Л.Калмыкова".
Входной портал в здание Пироговских ванн украшен двумя панно, изображающие античные сцены купания в римских термах. По бокам от входной двери на двух небольших панно изображены аллегорические фигуры духа минерального источника и духа здоровья, оживляющего сухое дерево. На самом верху над входом еще одно панно - венки с датами 1913 - 1914.
Приехавший в Пятигорск летом 1906 года гражданский инженер Кузнецов со своей семьей до 1915 года жил на съемной квартире горного инженера Эйхельмана. В 1914 году Андрей Иванович приобрел земельный участок на улице Суворовской (ныне Буачидзе) недалеко от домика Лермонтова в Лермонтовском квартале для постройки собственного дома. Дом из машукского камня на высоком цоколе получился очень сложным, потстать фигуре Андрея Ивановича. Фасад особняка архитектора украшают голубые панно, а при входе можно увидеть небольшие скульптуры сфинксов. И в данном доме керамическое панно тоже обустраивал художник Калмыков. Сейчас в этом здании находится школа.
Сам же живописец и керамист Иван Леонидович Калмыков так же как и архитектор Кузнецов был выходцем из донских казаков. Весной 1914 года переехал в Пятигорск и уже был серьезно увлечен декоративной керамикой. В городе он открыл керамическую мастерскую "Закал", которая располагалась на улице Теплосерная.
Еще одну работу Ивана Калмыкова можно увидеть на даче Стрелкова. Точнее то, что от нее осталось. А осталась, по сути, одна стена, которая выглядывает из-за забора.
Стрелков был управляющим одной из самых фешенебельных гостиниц города "Бристоль", а его дача находилась рядом со знаменитой дачей Эльзы Гукасовой, которая тоже сейчас заброшена. После революции дачу Стрелкова национализировали и разместили там санаторий. В 80-е годы дача-санаторий по несчастливой случайности сгорела. С тех пор дачу не восстанавливали и сейчас через забор можно увидеть лишь остаток стены, на которой видны остатки былой роскоши - панно с изображением виноградной лозы работы Ивана Калмыкова.
А вот особняк Мациевского на проспекте Кирова 57 я почему не сфотографировал, хотя он был у меня в списке и я к нему подходил. Видимо не очень понял, почему он попал в список и не увидел керамику на фасаде. Так что, записывайте себе и этот адрес.
Ну и последняя работа в моем списке - огромное керамическое панно на "лермонтовскую" тему в здании питьевой галереи бювета (лермонтовского)№19. Правда тут над керамикой работал уже не Калмыков. Здание питьевой галереи было построено в 1978 году по проекту архитектора Суркова, а керамическое панно выполнила пятигорская художница Людмила Любчик. Самого Лермонтова в этих композициях нет, но его присутствие ощущается в полной мере. И, конечно, вы узнаете героев "пятигорского водяного общества". Это раненые солдаты и офицеры Кавказской армии, местные жители - горцы и казаки. Они составляют несколько живописных групп. Вот фатоватый военный, похожий на Грушницкого, объясняется в любви девушке - может быть, княжне Мери. Вот два наездника определяют в лихой скачке, чья лошадь быстрее. Вот собрались заядлые картежники, как это часто бывало в особой, "инфернальной" комнате пятигорской Ресторации. А вот чинная беседа, напоминающая те, что не раз происходили в гостиной княгини Лиговской. Тут кроется маленький секрет. Обратите внимание на отдельно сидящую задумчивую молодую даму - это автопортрет самой Людмилы Любчик в костюме лермонтовских времен. Моделью для другой гостьи послужила подруга художницы, скульптор Ирина Шаховская.
Художница использовала люстровые краски. Каждая плитка доводилась в печи до температуры не меньше 700 градусов. Техника поливного обжига совсем не проста, но все усилия были не напрасны. Роспись, которая появилась в 1979 году, и сегодня не теряет своей яркости. Интересно, что первое художественное образование Людмила Любчик получила в Краснодаре. С 1958 по1963 годы она училась в Краснодарском художественном училище. По окончании училища в 1963 году поступила в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на факультете монументальной живописи и скульптуры, кафедра керамики и стекла. К сожалению, галерея была закрыта и пришлось фотографировать панно через стёкла.
Вот такие, друзья, интересные места в Пятигорске связанные с керамикой. У меня вышло большое видео про советский Пятигорск. Не забудьте посмотреть его.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подпишитесь на мой дзен-канал. Также подпишитесь на мой Youtube-канал о путешествиях по Югу России.