Много спорят, нужны ли новые платные магистрали, ведь стоимость на них довольно приличная. Однозначно скажу – нужны. Многое говорит за, начнем с того, что есть выбор – хочешь пили по бесплатной, хочешь лети по платной. Если бы не платная дорога маршрут «выходного дня» Москва-Муром-Арзамас-Москва был бы на много утомительней. А ехать с маленьким ребенком лишних три часа в одну сторону сами понимаете…
Конечно неполных три дня для таких великолепных городов как Муром и Арзамас, это безусловно мало. Тут каждому надо посвящать по три дня, но если времени маловато, а очень хочется, то вот вам маршрут. Выехали мы из Москвы около трех часов дня в пятницу, используя Северных обход, который сразу перетекает в М-12. Сразу скажу, что посмотреть и рассчитать стоимость дороги можно на сайте платных дорог. А по факту с учетом 15% скидки получилось так – из Москвы до Мурома 1840,40, от Мурома до Арзамаса 578,85 – 2419,25 рублей. Это по тарифу выходного дня. По времени я выиграл больше трех часов дороги.
От Москвы до Мурома чистого времени в пути было три часа. От Мурома до Арзамаса чуть более полутора часов. На трассе есть заправочные пункты с огромными площадками для стоянки и местами отдыха. Заправки идут в такой последовательности от Москвы – Татнефть, Газпромнефть и Лукойл. И такая очередность сохраняется и далее. До Мурома их пять. Между Муромом и Арзамасом одна. Для интереса я останавливался на всех.
Первое место отдам заправке, которая стоит в списке первой. Где-то километров за 75-80 до Мурома мы сделали остановку как раз на ней. Первое, что удивило на заправке стояла рожковая кофе-машина, второе это пространство с полноценной раздачей для еды и блюдами, как в столовой. Выбор довольно разнообразный. Я брал себе первое – на выбор отличный борщ (тестировала жена) и гороховый суп. Вторые блюда, рыба, мясо разнообразные гарниры. Цена не бешенная. За тарелку первого 159 рублей.
Еще на парковке организованно открытое пространство – тут можно покушать, да и ребенку есть, где побегать. (Мы были с младшим сыном 3,5 лет.) Все-таки, такая дорога это класс!!! Идешь абсолютно спокойно. Скоростной режим по знакам 110, но многие наваливают далеко за… Мы шли в районе 130. И еще раз о времени – по факту вы в дороге получаете более шести часов плюсом за три дня, а это в таком краткосрочном путешествии значительно. На этом собственно я завершаю краткий обзор дороги.
Итак, Муром. Город с древнейшей, насыщенной событиями историей о которой можно почитать в справочниках, поэтому я пересказывать здесь ее не буду, ведь у нас краткий тур…
Я бы его назвал городом монастырей. Их в Муроме четыре –
Спасо-Преображенский мужской монастырь,
в котором хранится частица мощей Ильи Муромца,
Ансамбль Свято-Троицкого женского, с мощами Петра и Февронии,
Памятник Петру и Февронии
в честь которых 8 июля отмечают день любви, семьи и верности и
Свято-Благовещенский мужской, в котором хранятся мощи святых подвижников православия.
И Воскресенский женский монастырь – по легенде возник на месте дворца князя Петра Муромского и жены его Февронии. Мы смогли посетить все четыре монастыря, но с огромным трудом.
В субботу город перекрыли из-за проведения то ли чемпионата, то ли этапа кубка России по велоспорту. Все то основные достопримечательности в центре, а тут носятся велосипедисты. Но мы все же смогли найти брешь в одном месте. Сотрудник полиции, стоявший на перекрестке позволил нам быстро пересечь «гоночную трассу» и мы попали внутрь «кольца», где уже и добрадись до трех монастырей.
Есть тут и интересный «промышленный» памятник – «ермаковская» водонапорная башня. В 1862-1869 городским головой был купец Алексей Васильевич Ермаков. На собственные средства он организовал систему механической подачи воды в городе. Система включала в себя: водокачку с водосборными колодцами, магистральную нагнетательную линию с чугунными трубами, которые покупали в Германии, длинною 775 метров, водонапорную башню с резервуаром, водоразборную линию из деревянных труб, которые делали из дуба, протяженностью более четырех километров, более десятка фонтанов и водопойные колоды для лошадей. 26 августа (9 сентября по новому стилю) 1864 г. в Муроме состоялось торжественное открытие водопровода. Еще можно совершить часовую прогулку по Оке. Пристань находится прямо напротив Спасо-Преображенского монастыря.
Где-то в начале четвертого мы стартовали в Арзамас, куда прибыли через два часа с учетом остановки на заправке.
Арзамас!!!
Великолепный, восхитительный, мощный, впечатляющий, да еще много эпитетов можно произнести, попадая на Соборную площадь города и прилегающие улицы
улицы Гостинный ряд, Карла Маркса, Мучной ряд, Спасская. И вот тут ты понимаешь, что это город не для одного дня посещения.
Сюда можно приезжать еще и еще. Великолепные храмы, красивые дома.
Есть очень интересные деревянные дома с колоннами, жаль, что до них пока не дошли руки. На улице Гостиный ряд есть кофейня, стилизованная под автобус ЛИАЗ. А еще одной исторической достопримечательность Арзамаса являются гуси – вернее особой, элитной породой гусей, которых вывели тут в конце XVII века.
В разных источниках отмечается, что что ежегодно в окрестностях Арзамаса выращивали около 20 000 гусей. Невероятное зрелище, когда по улицам города неторопливо «проплывали» огромные стаи гусей. Но самым эффектным конечно были гусиные бои. Порода была крепкая, выносливая и как писал очевидец в 1870 году: «Я видел на улицах Арзамаса породу гусей необыкновенной величины, почти с лебедя». В июне 1767 года для проезжавшей через Арзамас императрицы Екатерины II были устроены грандиозные бои. Они настолько впечатлили императрицу, что она нарекла город «гусиной» столицей, а гуся победителя тех боев вручили ее фавориту Григорию Орлову.
С XIX века птица перестала использоваться для зрелищ, и стала исключительно мясной. На рынках России на арзамасских гусей был большой спрос.
Гуся поставляли в Москву и в Санкт-Петербург. И тут арзамасцы проявили смекалку. Зачем тратиться на обозы, решать задачу с хранением в дороге – пускай гуси идут сами. Чтобы долгой дорогой птица не повредила лапки их подготавливали оригинальным образом. Их прогоняли по улице на которой разливали расплавленную смолу, а потом по мелкому песку, для скрепления. Проводилось такое «обувание» гусей всегда на одной и той же улице, которая стала носить название Прогонная (теперь Советская).
Гнать гусей в подпаски нанимались, как правило, подростки – дорога длинная, да оплата была не шибко большая. Представьте зрелище, десятки сотен гусей вразвалочку медленно шагали вдоль дороги. На местах стоянок для отдыха они выщипывали все до последней травинки, а дорогу выстилали белым пухом и пером. Естественно до торга гуси доходили далеко не в форме – значительно теряли вес, а потому перед торгом их неделю хорошо кормили. Продавали птицу только в живом виде. Ну, а арзамасские девушки выдавались замуж с подушками и перинами только их гусиного пуха…
Вот такой краткий, но насыщенный маршрут предлагаю вам совершить в выходные дни…
P.S. О жилье. Останавливались в частном секторе. Мы с ребенком, нужно что-то приготовить, да и стоимость меньше. В Муроме нам однокомнатная квартира с 2-х спальной кроватью и диваном плюс ванна-джакузи))) обошлась в 2800, в Арзамасе – без джакузи))), но практически в 200-х ста метрах от Соборной площади в 2500.
Если нужны будут контакты, пишите в личку arom65@yandex.ru
Текст и фото Алексей Романов
Подпишитесь!
Читайте еще: