Найти в Дзене
Токсичная среда

Как противостоять пассивной агрессии

Защищайтесь, даже если вы котик и у вас лапки Кто-то решил саркастично пошутить над вашим планом работы, сделал броское замечание по поводу вашего внешнего вида, постоянно игнорирует ваши письма, на совещании закатывает глаза, когда вы предлагаете идеи? Ну что-ж, видимо, он прошарен в пассивной агрессии.   Сразу отмечу: для подготовки этой статьи я прочитал пару книг и с десяток статей, но многие советы не подходят нашей компании. Поэтому советов типа поговорите о своих чувствах, подумайте, какие эмоции вы ощущаете и т.д., мы здесь давать не будем. Также в этот раз постараюсь лить поменьше воды, чтобы сэкономить ваше время. По классике выстраивание благоприятного микроклимата в коллективе относится к обязанностям руководителя или HR, но кого мы хотим обмануть? Они не всегда это умеют и хотят делать, а вам с этим жить и тут работать. Так что давайте попробуем разобраться по шагам, что же вам делать: Первым шагом в вашей борьбе будет осознание. Если вы читали мою статью→ то знаете, как
Оглавление

Защищайтесь, даже если вы котик и у вас лапки

Кто-то решил саркастично пошутить над вашим планом работы, сделал броское замечание по поводу вашего внешнего вида, постоянно игнорирует ваши письма, на совещании закатывает глаза, когда вы предлагаете идеи? Ну что-ж, видимо, он прошарен в пассивной агрессии.  

Сразу отмечу: для подготовки этой статьи я прочитал пару книг и с десяток статей, но многие советы не подходят нашей компании. Поэтому советов типа поговорите о своих чувствах, подумайте, какие эмоции вы ощущаете и т.д., мы здесь давать не будем. Также в этот раз постараюсь лить поменьше воды, чтобы сэкономить ваше время.

По классике выстраивание благоприятного микроклимата в коллективе относится к обязанностям руководителя или HR, но кого мы хотим обмануть? Они не всегда это умеют и хотят делать, а вам с этим жить и тут работать. Так что давайте попробуем разобраться по шагам, что же вам делать:

Шаг 1. Определите, что перед вами скрытая агрессия

-2

Первым шагом в вашей борьбе будет осознание. Если вы читали мою статью→ то знаете, как выглядит пассивная агрессия. Если нет, вот основные признаки, что перед вами ассасин пассивной агрессии: коллега использует саркастические замечания и иронию, пассивное сопротивление, молчание и игнорирование, пассивное недовольство.

Не стоит путать пассивную агрессию с открытой конфронтацией, если вас наорали или куда-нибудь послали – там вообще другая стратегия по противодействию.

Шаг 2. Попробуйте понять скрытые мотивы оппонента

Этот шаг – самый сложный из всех последующих этапов. Нужно понимать: за пассивной агрессией всегда скрывается какая-то цель. Хорошо, если она – осознанная и человек четко понимает, что делает, но многие делают это подсознательно и с ними – сложнее.
Я приведу 5 мотивов, которые в моей практике встречались чаще всего.

Страх перед изменениями – часто встречается среди “старожилов” и является кошмаром нового руководителя. Обычно свойственен сотрудникам, которые работают в компании более 5-ти лет, не сильно растут по карьерой лестнице, не любят изменения, отвергают любую автоматизацию, да и была бы их воля – до сих пор считали бы на счетах. Они опасны не только для руководителя, но и для коллектива, так как убивают желание предлагать новые идеи и развиваться.

Зависть – успех других, благосклонность руководства, более высокая ЗП у людей с этим мотивом не вызывает ничего кроме раздражения. Эти люди всячески будут пытаться обесценить достижения своих коллег.

Нежелание сотрудничать и помогать – эти люди не любят перетруждаться и делают ровно то, что написано в их должностной инструкции. Ваши попытки попросить у этих людей помощи в каком-то проекте в лучшем случае приведут отказу, в худшем – работу будут всячески саботировать.

Неуверенность в себе и своих силах – для них пассивная агрессия – не более чем способ поднять свою самооценку или способ компенсации внутренних конфликтов. Они будут пассивно-агрессивно шутить, стараться уколоть.

Стремление к вниманию – некоторые люди могут использовать пассивную агрессию как способ привлечения внимания к своим проблемам или потребностям. Они желают быть в центре внимания и звездой коллектива и свою роль никому не позволяют забрать.

Таких скрытых мотивов может быть много, поэтому пишите в комментариях свои примеры.

Шаг 3. Используйте скрытые мотивы себе во благо

Информация имеет большую силу в нашем мире, а знание скрытых мотивов может сделать из агрессора вашего союзника. Приведу пару примеров.

Сотрудник жаждет внимания. Предложите ему поучаствовать в вашем проекте. Если откажется, ему нечем будет в будущем крыть, а если согласится – можно подсвечивать его помощь на планерках, тогда он будет доволен собой и вами.

У сотрудника траблы с самооценкой. Обращайтесь к нему за советом и подсвечивайте, что вам важно его мнение. Эти советы в работе необязательно использовать, так как они не всегда могут быть полезными.

Необходимо, чтобы коллега, который избегает работы, сделал свою часть задачи. Попросите его самостоятельно зафиксировать сроки выполнения задачи и обозначить промежуточные точки контроля результатов. Ну и конечно же, фиксируете договоренности не только на словах, а например – в письме.

Шаг 4. Коммуницируете с людьми и обозначайте границы дозволенного

Не во всех коллективах этот шаг уместен, но его можно использовать, если прошлый не помогает. Попробуйте открыто сказать, что та манера общения, которую выбрал коллега, вас не устраивает. Каждый имеет право на уважение своих границ. В ответ на вашу откровенность, вероятно, вы услышите фразы вроде: "Ой, что ты шуток не понимаешь?", "Ох, все такие нежные стали!", "А что тут такого?". Это типичные реакции тех, кто не желает признать свою ошибку. Тем не менее, есть вероятность, что человек все-таки запомнит, что вам не нравится такое общение.

Важно при этом общаться с таким человеком четко и уверенно, но при этом лучше действовать дружелюбно. Мы работаем в коллективе, где средний возраст давно перевалил за 40 лет и многие не привыкли к тому, что уважать чужие личные границы – норма. Если будете мямлить или говорить невнятно, вас просто могут назвать “неженкой” или вообще не понять, в чем собственно проблема.

Шаг 5. Забить на ситуацию если она вам не мешает

Возможно, этот пункт стоило бы сделать первым. Если тот уровень токсичности, который исходит от человека, не мешает вам в работе, не выставляет вас в плохом свете и не портит вам настроение, то не нужно тратить время и силы, чтобы решить проблему, которой и нет вовсе.

Этот пункт, конечно, звучит странно, но, на самом деле, тут тоже нужна саморефлексия, чтобы понять, что с этой токсичностью вам нормально живется.