Найти тему

Северный речной вокзал. Мифы и легенды

Главный миф речного вокзала: о звезде на шпиле

Самый растиражированный миф Речного вокзала связан со звездой на шпиле. Считается, что в период между 1935 и 1937 годами она венчала Спасскую башню Кремля, а уже после этого была перемещена на шпиль вокзала. Звёзды действительно похожи: два контура, от центра к внутреннему контуру расходятся лучи, инкрустированные камнями серп и молот. Но есть и различия: контуры звезды вокзала имеют прямоугольное сечение, лицевые поверхности контуров покрыты продольными бороздками и соединены друг с другом скрытыми связями. Контуры старой звезды со Спасской башни были гладкими, имели треугольное сечение и были соединены друг с другом перемычками в вершинах. Более того, они были выпущены разными заводами: звезду для Спасской башни изготавливали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду Речного – на заводе № 81 имени Молотова (находился в Тушино и выпускал самолеты "Сталь-2", "Сталь-3", ДИ-6, Як-4 и УТ-3).

Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год. Монтаж звезды на Спасской башне, 1935 год
Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год. Монтаж звезды на Спасской башне, 1935 год

Алексей Рухлядев писал в начале 1937 года, что «здание планируется украсить звездой по типу Кремлевских». Со Спасской башни звезду демонтировали в октябре 1937 года, звезду на шпиль Речного вокзала установили весной 1937-го перед торжественным открытием канала

И последнее: звёзды с башен Кремля снимали из-за того, что они сильно потемнели и перестали выглядеть представительно. Едва ли на центральном объекте канала Москва – Волга, стали бы устанавливать потемневшую и потрёпанную звезду.

Архитектор вокзала

Среди авторов Северного речного вокзала часто указывают Владимира Кринского, одного из основоположников архитектурного рационализма. В 1930-х он часто работал вместе с Рухлядевым. Однако ни на одном из чертежей Северного речного вокзала подписи Кринского нет. Поэтому здание стоит считать работой только Алексея Рухлядева.

Открытка 1937 года. Обратите внимание - указан только архитектор А. Рухлядев
Открытка 1937 года. Обратите внимание - указан только архитектор А. Рухлядев

Кабинет Сталина

Ещё считается, что в здании был кабинет Иосифа Сталина, или «комната особого назначения». На самом деле это помещение использовали как зал ожидания высокопоставленные советские чиновники и иностранные дипломаты.

Часовой механизм

Существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. Документы, в которых содержались сведения о часах, не сохранились. Исчез и сам механизм: кто и когда его демонтировал – неизвестно. Может быть, это произошло из-за того, что часы похожи?

Слева –  часы на шпиле вокзала после реставрации, справа – на колокольне Воскресенского собора Волоколамска
Слева – часы на шпиле вокзала после реставрации, справа – на колокольне Воскресенского собора Волоколамска

Автор медальонов

Во многих статьях, посвященных Северному речному вокзалу, написано, что автором медальонов была Наталья Данько. На самом деле она была руководителем группы скульпторов, непосредственно выполнявших работу.

СПРАВКА. Наталья Данько (1892-1942). 1900–1902 Строгановское художественное училище в Москве, 1906–1908 училась у Яльмара Яансона в Вильно (Вильнус), 1908-1909 Санкт-Петербурге училась в мастерских Л.В. Шервуда и В.В. Кузнецова, 1909–1914 годах в основном работала в Санкт-Петербурге, где занималась скульптурным украшением построек архитекторов В.А. Щуко, И.А. Фомина и других. В 1911 – скульптурный декор на выставках в Риме и Турине. С 1914 года вместе с В.В. Кузнецовым работала в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в Петрограде (Ленинградский фарфоровый завод). Она – автор фарфоровых фигурок на станции метро Театральная.

Выдвижной шпиль – не миф

А это, для тех, кто дочитал. Шпиль Северного речного вокзала по проекту должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако, поднимали шпиль лишь три раза:

  • на торжественном открытии канала,
  • после окончания войны,
  • и в день празднования 850-летия Москвы в 1997 году.

Верхушка шпиля в поднятом состоянии находится в 75 метрах от земли, притом, что в длину здание 150 метров. Говорят, что во время реставрации подъемный механизм был отремонтирован. Высота подъема шпиля равна 20 м.

Шпиль поднятый, шпиль опущенный, шпиль на ветру
Шпиль поднятый, шпиль опущенный, шпиль на ветру

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.

Другие статьи про Северный речной вокзал читайте здесь.

ИСТОЧНИКИ

Сайт Москва-Волга

История одного здания: Северный речной вокзал

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц