Вот и июль, который в народе называют «макушкой лета». В июле хочется самого-самого: самого теплого солнышка, самого летнего ветерка, купаться в воде, что как парное молоко, нежиться на самом белом песочке на пляже, есть самую сладкую ягоду с куста, пить самую родниковую воду. И еще – любоваться самыми пышными цветами, собранными в богатые букеты. Когда я недавно вновь увидела натюрморты выдающегося живописца Эббота Фуллера Грейвса (1859-1936 гг.), поняла, что написанные им цветы – самые что ни на есть июльские: бесчисленные пышные розы (а рисовал он преимущественно именно розы), пышные пионы, азалии, гвоздики. Так что самому июльскому любованию цветами, пусть и написанными маслом, сегодня, дорогие читатели, быть!
В детстве, а было это во второй половине XIX века, Грейвс попробовал рисовать акварелью, создавая портреты своих домашних животных. Художественный опыт накапливался, и в отрочестве Эббот решил, что станет архитектором. К сожалению, окончить Массачусетский Технологический Институт в Бостоне ему так и не удалось – помешали финансовые проблемы. Окончание одного пути всегда является началом следующего. Художник был вынужден работать в оранжерее, где в его обязанности входило составление свадебных букетов. Столь близкое знакомство с цветами побудило Грейвса попробовать сохранить их величавую красоту на полотнах. В девятнадцатилетнем возрасте художник дебютировал на Бостонской выставке, и с этого времени стал широко известен как автор прекрасных натюрмортов.
После изучения итальянской и французской художественной школы на их родине Эббот вернулся в Соединенные Штаты. Какое-то время преподавал в художественной школе, а затем перешел к частным урокам начинающим художникам. В начале ХХ века Грейвс работал иллюстратором в различных знаменитых издательствах Парижа. Посвятил часть жизни путешествиям, рисовал в Голландии и Англии. В Венесуэле он увековечил буйный цвет тропических садов. Позже предпринял несколько поездок в страны Карибского бассейна. Его картины как будто отражают яркий солнечный свет, увиденный в разных уголках земли. А их автора нет с нами уже много десятилетий.
Почему столь привлекательны цветочные натюрморты Эббота Ф. Грейвса? Думаю, прежде всего – заинтересованностью художника в предмете, который он изображает. Нельзя с таким восхищением и такой любовью писать цветы, не испытывая к ним этих чувств. Его восхищение цветами – искреннее. Эббот Ф. Грейвс сохраняет право цветов находиться в мире живого (помните детскую игру в живое – нeживoe?). Так вот, все его натюрморты – о живом: о живых, хотя и срезанных розах и пионах, о живом фоне, на котором написаны цветы. Даже если букеты изображены в пространстве дома, то тот активный солнечный свет, свойственный открытом пространству, кажется, врывается в помещение и делает его частью природы. И сама манера письма, которой изображается фон, напоминающая то рябь воды, то волнующиеся на ветру листья, она об этом.
Сложно во всем этом цветочном великолепии выбрать единственный понравившийся натюрморт. Но все же попробую. Среди этого розового великолепия выберу… азалии (21). Для меня, жительницы России, где азалии растут как комнатные растения, в горшочках, удивительно видеть их собранными в букет. Загадкой становится ваза, лишь часть которой показал художник. По форме букета создается впечатление, что это… супница. Да и фон содержит в себе загадку. Манера письма не позволяет с точностью определить, замкнутое это пространство или открытое. Верхняя часть фона, кажется, подобна небу в облаках. На стыке «неба» и «земли», справа, фантазия дорисовывает горы. И букет вдруг превращается в грандиозное цветущее Мировое древо. Но нижний левый край вносит сомнение и возвращает букет в закрытое пространство.
Пусть ваше сегодня, дорогие читатели, будет самым июльским: теплым и ласковым, радостным и солнечным, цветочным и ароматным, а еще – ягодно-сладким! Наслаждайтесь летом, напитывайтесь его теплом! И непременно радуйтесь! Радуйтесь каждой минуте прекрасного летнего месяца!
Кстати, дорогие читатели, в прошлом году я уже рассказывала вам об этом выдающемся живописце. Вот ссылка на его женские образы: Счастье на фоне цветов. Живопись Эббота Фуллера Грейвса.
Было интересно? Ставьте палец вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.