Найти тему
Штурвалом по закону

Государственная авиация ДОСААФ? Нет - Верховный суд вынес решение. Продолжение...

Оглавление

Ну, как и обещал ранее, о скандале в "благородном семействе". Местами не очень благородном, и, наверное, совсем не семействе, но про авиацию и законы. Про "авиацию ДОСААФ" ведь все слышали?... Но нет такого понятия в воздушном законодательстве, и есть те, кто это доказал. Обо всём по порядку.

Спортивные самолеты Як-52 // источник: hdpic.club
Спортивные самолеты Як-52 // источник: hdpic.club

Гражданская авиация и государственная авиация

Напомню, что согласно Воздушному кодексу РФ у гражданской авиации три вида: осуществляющая коммерческие воздушные перевозки (пассажирские рейсы и грузы), выполняющая авиационные работы (санавиация, авиалесоохрана, сельхозавиация и т.д.) и любительская авиация общего назначения (та, которая выполняет полеты не за плату), то есть для себя любимых.

В отрасли авиационных работ на конец июня 2024 г. сертифицированы более 270 авиационных организаций - от мелких ИП до крупных акционерных обществ. Понятно, что авиаторам надо зарабатывать, и за десятилетия рынок сложился, и отрасль живет.

Согласно всё тому же Воздушному кодексу (а это для авиаторов основной закон), есть еще авиация государственная, выполняющая задачи в области обороны, в таможенном деле, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и т.д. (статья 22 ВЗК РФ). Воздушные суда госавиации зарегистрированы в Государственном реестре государственных ВС, и все летательные аппараты там имеют регистрационные знаки, начинающиеся на RF.

Самолет Ан-74П госавиации // источник: russianplanes.net
Самолет Ан-74П госавиации // источник: russianplanes.net

Государственная авиация, естественно, финансируется государством, из бюджета страны, но для целей коммерции (куда же сейчас без неё!) еще в 1999 году было утверждено Постановление Правительства РФ N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях", которое претерпело серьезные изменения в 2022-2023 гг. и вступило в противоречия с основным законом авиаторов, о чём я также писал.

То есть государственная авиация - это про госорганы и возложенные на них задач, а если хотите полноценно зарабатывать в авиации, то, согласно п.1 ст. 61 Воздушного кодекса, "welcome" в гражданскую авиации.

Руководство авиации ДОСААФ не хочет по закону

Как я писал ранее, в 2009 году усилиями нашего правительства авиационные организации ДОСААФ, де-юре, потеряли статус государственной авиации, но продолжили себя считать таковыми. Департамент авиации ДОСААФ продолжает выдавать "свидетельства специалистов государственной авиации"(хотя у военлетов и свидетельств-то нет 😉), свидетельства летной годности на воздушные суда (и не важно, что на государственные ВС СЛГ не выдаётся), а ещё "разрешения на авиационные работы" (да-да, вместо Росавиации). И всё это за печатью ныне общественной организации ДОСААФ 🤦‍♂️. Примеры этих "авиационных документов" можете посмотреть в этой публикации. 👇

В попытках выживания, в отсутствии государственного финансирования руководство этой общественной организации начало выдавать своим авиаспортклубам "разрешения на выполнение авиационных работ" опять-таки за своей печатью, и эти авиационно-спортивные клубы, фактически прикрываясь статусом государственной авиации, начали "отжимать" у отрасли авиационных работ её объёмы.

В народе уважение к тому ДОСААФ (из советского прошлого) еще очень велико, и в ряде регионов заказчики авиаработ действительно верили, что заключают контракты с представителями государственной авиации.

Но вот тут как раз и начал назревать скандал - сертифицированным эксплуатантам авиаработ очень не понравилось, что на рынок авиационных работ начали приходить аэроклубы, которые не имеют легальных документов для выполнения санзадания, лесоавиационных и других видов авиационных работ.

Представители авиаработ, эксплуатанты, директора авиапредприятий, по́том и кровью сохранившие свои небольшие авиакомпании после развала 90-х годов, начали обоснованно возмущаться. Причем суть-то возмущения понятна и проста, как двигатель М-14П:

"Вы регистрируйте эксплуатантов, участвуйте в аукционах со всеми на равных, выполняйте все сертификационные требования, и слова вам никто не скажет", - говорят эксплуатанты.

Но руководство авиации ДОСААФ "красиво" поставило свою общественную организацию выше всех этих бюрократических проволочек, гордо объявив, что "авиация ДОСААФ - это государственная авиация потому, что воздушные суда имеют номера вида RF-00000", и все тут.

Но мы-то не вчера родились, а потому помним, что самолеты и вертолеты с тем самым префиксом "RF" достались ДОСААФу бесплатно от государства и только для выполнения патриотических целей, а совсем не для извлечения прибыли за счёт госимущества. 😏

Получается, по мнению руководства авиации ДОСААФ, они - авиация государственная. Вопрос "а кто ж вам право дал выдавать бумаги с надписью "Государственная авиация"?" они решили игнорировать. Впрочем, ответ позднее дал Верховный суд - никто не давал, полномочий нет.

Скрин автора // источник: kad.arbitr.ru
Скрин автора // источник: kad.arbitr.ru

Авиация ДОСААФ vs. Альянс Аэрохимфлот

Ну и собственно, о самом скандале. Понятно, что в борьбе с недобросовестной конкуренцией с аэроклубами ДОСААФ представители законной отрасли авиаработ (сертифицированные эксплуатанты) обращались в контрольно-надзорные органы, в суды различных инстанций и, после того самого решения Верховного суда (дело А67-651/2023), в этой истории можно было бы ставить точку.

Но! Вместо того, что бы решать вопрос с правовым статусом и финансированием ДОСААФ на уровне Правительства РФ, общественная организация заказала и разместила 20 мая на одном из авиационных канальчиков на Ютубе 30-минутный видеоролик. В видео некая женщина (называющая себя юристом, представляющим интересы аэроклубов) с переходом на личности гражданских авиаторов пытается убедить зрителей в том, что белое - это черное, а черное - это белое.

Скрин автора // источник: youtube.com
Скрин автора // источник: youtube.com

Причем юрист почему-то путается в понятиях, не может определить статус общественного объединения, представляющего эксплуатантов авиаработ, объединившихся в альянс "Аэрохимфлот" и, вообще, называет самолет "движимым имуществом", хотя любой человек, прочитавший статью 130 Гражданского кодекса РФ, знает, что "подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда" относятся к недвижимым вещам....

Напомню, что женщина, называющая себя юристом, заявляет, что представляет интересы всех аэроклубов ДОСААФ. Я этим клубам искренне сочувствую, поскольку даже просто в комментариях под видео слова в отношении компетенции этого "специалиста" весьма красноречивы...

Представители законной отрасли авиаработ не стали молчать и спустя неделю уже на своем канале выложили ответное видеообращение. Человека, выступившего с обращением от Аэрохимфлота, я где-то видел - внешность запоминающаяся. (Судя по тому, что в ролике мелькнул наш значок с гордой надписью "Академия ГА", скорее всего, там и видел.)

Скрин автора // источник: youtube.com
Скрин автора // источник: youtube.com

Если честно, то обращение Аэрохимфлота (кстати, достаточно короткое, но ёмкое) у меня вызвало только уважение к тому, что люди делают. Я так понимаю, что объединившись люди пытаются наводить порядок в той сфере, где работают - отрасли авиационных работ, порядком подзабытой не только государством, но и всеми нами.

Не знаю как вы, а я пожелаю коллегам из "малой авиации" успехов!

Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления или сквернословие - в бан. И давайте обойдёмся без политики.