Уважаемые коллеги, друзья и товарищи. Я обещал поделиться информацией, которую я лично для авиационного (да и околоавиационного) мира считаю сенсационной. Я понимаю, что эта статья затрагивает интересы тысяч людей и обращаю внимание, что в основе материала лежат нормы законодательства и решение высшего органа одной из трех ветвей государственной власти страны - Верховного суда РФ.
Многие, наверное, в душе хранят самые теплые воспоминания об огромной организации, носившей имя ДОСААФ СССР. У многих из нас путь в небо начинался либо со школ "Юный пилот", либо с аэроклубов.
Недооценивать вклад той организации в историю авиации страны невозможно. Кто-то в комментариях к другим статьям даже написал, что "летчики ДОСААФ летают лучше всех".
Предупреждение! Всё нижеописанное не имеет отношения к ДОСААФ СССР; не имеет отношения к РОСТО. Всё нижеизложенное относится к событиям с конца 2009 года по настоящее время, то есть к ДОСААФ России.
В процессе изучения деятельности "малой авиации", подробностями о которой я начал делиться на этом канале, в разговорах выплыла одна интересная подробность - авиация ДОСААФ России с 2009 года летает незаконно...
То есть в воздушном пространстве нашей страны совершенно спокойно летают 100-200-300 воздушных судов, летную годность которых непонятно кто проверял, а квалификацию летчиков ДОСААФ России никто не оценивал. (извините, оценка "Да он летает как Бог!" для меня не является квалификационной).
А вся ЕС ОрВД свято верит в то, что ДОСААФ России - это государственная авиация и, как вариант, еще и плату за обслуживание не взимает- госавиация же...
Что такое ДОСААФ России?
27 ноября 2009 года Правительство РФ постановлением N 973 согласилось с тем, что тогда ещё РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) становится ДОСААФ России (общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России).
Это общественная организация зарегистрирована в соответствии с 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях" и, в соответствии со ст. 19 этого федерального закона учредителями и участниками ДОСААФ России не могут быть органы государственной власти.
То есть некогда относившаяся к государственной авиации РОСТО стала обычной общественной организацией ДОСААФ России, которая сама организует свою деятельность, а органы госвласти не могут вмешиваться в её деятельность, что и сказано в ст. 17 82-ФЗ и Уставе ДОСААФ России.
Однако руководство новой общественно-государственной организации самостоятельно (по старой памяти или руководствуясь чем-то иным) решило относить свои аэроклубы к государственной авиации. Такой "подход" выглядит крайне странным, ведь в статье 22 Воздушного кодекса РФ, которая так и называется "Государственная авиация", общественная организация ДОСААФ России не указана.
"Лётчики ДОСААФ России" и их документы
Напомню, что в Воздушном кодексе РФ четко прописано, что в трёх видах авиации есть соответствующие уполномоченные органы: в гражданской авиации - Минтранс России (ст. 24), в экспериментальной - Минпромторг России (ст. 26), а в государственной - Минобороны России (ст. 25).
То есть любые документы авиаторов из 3-х сфер авиации должны быть скреплены печатями с названиями этих госорганов. Однако долгие годы ДОСААФ России выдает "свидетельства авиационных специалистов государственной авиации" с печатью этой самой общественной организации!
Т.е. либо ДОСААФ России должна быть министерством (коим не является), либо иметь полномочия "уполномоченного органа" (ст. 6 Воздушного кодекса РФ) на выдачу документов в авиации, чего тоже нет. Таким образом, Департамент авиации ДОСААФ выдаёт не легитимные лётные документы, а всего лишь цветные бумажки. Уж, извините, как есть.
А если внимательно посмотреть на второй скрин "документа", то можно крайне удивиться, что в 2015 году ДОСААФ России выдало "свидетельство авиаперсонала госавиации" 17-летней девушке... Серьёзно - девушка 1998 года рождения (см. второе фото в карусели 👇).
Самолеты и авиаработы
Ни для кого не секрет, что в ДОСААФ России используются различные воздушные суда (самолеты, вертолеты, планеры), у которых на бортах нанесены номера вида RF-00000. Так сложилось исторически - ВС были у ДОСААФ СССР, потом они перешли РОСТО, а потом перешли и в ДОСААФ России.
Эти ВС были зарегистрированы Министерством обороны (так как изначально у них были в эксплуатации) и на безвозмездной основе переданы общественной организации для реализации их патриотических целей. Минобороны России - собственник, раз решило передать, то вопросов нет. Но помимо выполнения патриотических целей руководство ДОСААФ России, очевидно, решило на этих ВС зарабатывать - выполнять авиаработы.
На основании Воздушного кодекса РФ авиаработы выполняются на гражданских ВС по правилам (ФАП-494), которые установил Минтранс России. И да, должен быть у юрлица сертификат эксплуатанта (п. 1 и п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ), тоже выданный Минтрансом России.
Но вот Центральный аппарат ДОСААФ России надумал на основании своих внутренних протоколов выдавать аэроклубам "свидетельства лётной годности" (на ВС) и "разрешения на авиационные работы", чтобы те, в свою очередь, смогли участвовать в закупках на лесоавиационные работы. Вот, кстати, примеры таких "документов" (листайте) 👇.
На возможные замечания о том, что "там же написано "в соответствии с Воздушным кодексом и ФАП государственной авиации!", сразу отвечу - если я напишу на бумажке "Выдано в соответствии с правилами ГИБДД" и приклею Ваше фото, будет ли законно такое удостоверение на право управления транспортным средством?... Нет. Вот и тут выдача таких документов незаконна, т.к. ДОСААФ России не имеет таких полномочий.
Но случилось то, что рано или поздно должно было случиться - государство признало нелегитимность этих документов. Суды всех инстанций, в том числе Верховный суд РФ, посмотрели на документы с печатью "ДОСААФ России" и однозначно заявили - незаконно. Это дело А67-651/2023 - для желающих ознакомится с полным текстом решения.
Кстати, Минобороны России ещё в 2022 году опубликовало свою позицию - "ДОСААФ России не является подведомственной организацией Министерства обороны РФ и самостоятельно организует деятельность...". 👇
Что получается
По сути, руководство Центрального аппарата ДОСААФ России вводило и пока продолжает вводить в заблуждение большое количество людей (как работников своих региональных аэроклубов, так и парашютистов, так и заказчиков авиаработ) в том, что ДОСААФ России является госавиацией и у него есть полномочия выдавать документы в сфере авиации, как для людей, так и для воздушных судов.
Тогда точно также после полета небезызвестной актрисы в космос общественная организация "Союз женщин России" может начать выдавать удостоверения космонавтов-испытателей)). А почему нет?...
Задачи, прописанные для ДОСААФ России, во все времена правильные для государства - патриотическое воспитание и подготовка специалистов для Вооруженных сил РФ. И именно государство обязано обеспечить и четкий правовой статус, и достойное финансирование этой безусловно всем нам нужной организации!
Продолжение истории здесь 👇
Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающиая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления и сквернословие - моментально в бан.