[воспоминания Людмилы Константиновны Черновой]
Я отдала энергетике всю трудовую жизнь, начиная с 1965 года. Прошла трудовой путь от муз.руководителя детского сада ТЭЦ «Гурьевэнерго» до вице-президента по экономике и финансам АО «Атырауская теплоэлектроцентраль».
Музыкальная школа пригодилась
Начинала в 18 лет счетоводом детского сада. Там же два раза в неделю занималась с детьми музыкой (как музыкальный работник).
ВЗПИ - училась отчаянно!
По окончании школы родители прочили мне будущее, связанное с энергетикой — в перспективе виделся Политехнический институт в Ленинграде. На ТЭЦ как раз проходила практику старшекурсница этого вуза, и мама слышала от нее много хорошего об институте. Тогда же пришла в голову мысль, что мне, как выпускнице "железнодорожной" школы — СШ №495 им. Калинина, — лучше поступать по рекомендации от Управления нашей железной дороги. Я ходила с подружками по кабинетам, просила направление в ленинградский ж/д институт на факультет "Автоматика и телемеханика". Раздали нам простенькие листочки-направления, и стали мы собираться в Алма-Ату — поступать...
Экзамены Ленинградского института инженеров ж/д транспорта проходили в Казахском политехническом институте. Из домашних сопровождать меня никто не планировал, и сдавать экзамены в Алма-Ату я впервые поехала самостоятельно (до поступления в вуз только в Юшалу да в Ясиноватую ездила, и то не одна, а с родителями). В Алма-Ате в Приёмной комиссии ж/д института мне отказали из-за зрения (я, начиная со среднего школьного возраста, носила очки минус 2,5). Но в итоге в тот же год я поступила в Москву в ВЗПИ (Всесоюзный заочный политехнический институт) на инженерно-экономический факультет.
В ВЗПИ учились люди со всего Советского Союза, почти все уже взрослые, работающие, имеющие зарплату. Многие были уже заместителями начальников в отделах, в цехах. В ВЗПИ учились даже директора, получая второе образование. И учились мы — вчерашние школьники-пятёрочники.
Не помню, чтобы заочники ВЗПИ были голодные. Мужчины вообще шикарно жили. Готовили в больших кастрюлях большие куски мяса — супы варили. Мясо жарили. И спиртным не брезговали.
Женщины жили гораздо скромнее. Дипломницы каши варили, оладушки пекли, недалеко была пельменная. Но чаще всего ели в столовой, где готовили для водителей маршруток. Правда, иногда там попадались тараканьи лапки, но их, видимо, для навара добавляли :)
Я окончила инженерно-экономический факультет. Мы изучали в вузе теоретическую механику, теплотехнику, электротехнику и сопромат. На предпоследнем курсе начались "Экономика" и "Организация производства". Моя специальность — "инженер-экономист энергетического производства". Это именно инженерная специальность — с нею я могла работать в любом отделе управления, не только в плановом.
Замужество и дочка
Учась заочно, в 1968 я вышла замуж, дочка родилась в 1969 г. Я тогда училась отчаянно: маленький ребёнок на руках и родители, чьё здоровье подорвано войной.
Москва
Когда я первый раз ехала в автомобиле по Москве (как раз cовпала командировка Виктора Васильевича Моторыгина и моя поездка в ВЗПИ, и он из аэропорта подвёз меня на такси), перед глазами стояла картина Пименова "Новая Москва". Было утро, начало лета, и ощущение, что я в ожившей картине.
А обычно, когда едешь от аэропорта до общежития, видишь только пригород. В те годы Москва на окраинах не выглядела мегаполисом. Вспоминаю, как спустя время, когда я уже работала на предприятии электрических сетей, мы с гл. инженером ездили в Кострому по обмену опытом. Летели через Москву, и воскресным днем провели в Москве несколько часов из-за пересадки с самолета на поезд. Магазины по воскресеньям не работали, и поэтому продуктовый, чтобы купить что-нибудь в дорогу, нам пришлось искать. Блуждая в поисках магазинчика, мы слышали музыку, доносившуюся из дворов — там звучали песни под гармошку! Это было похоже на пребывание в деревне — при том, что недалеко были многоэтажки и городская суета.
...Хорошо знакомо в Москве зимнее Коломенское. Мы студентами исходили там много дорожек, спускались к реке.
В 80-х годах в Москву мы ездили с Казановым — зам. гл. инженера ТЭЦ — в командировку в Министерство энергетики. Командировка была очень ответственная, документы с расчётами обосновывали и подписывали в нескольких учреждениях.
Жили мы в гостинице при Минэнерго. Вспомнились Патриаршие пруды — кажется, именно в этом районе располагались та гостиница и Министерство энергетики.
Вспоминается Телеграф — мы ходили на этот Телеграф заказывать звонок в Управление Гурьевэнерго, ждали соединения и докладывали обстановку. Другой связи не было. Кстати, командировка была успешной.
Из института - в больницу
В 25 лет (1972) я в Москве попала в больницу с диагнозом ИНФАРКТ миокарда — меня доставили туда на скорой из поликлиники, к которой территориально относилось общежитие ВЗПИ. Помню тот свой "адрес": г.Москва, ул.Касаткина,7 гор. больница 40, корп.6, 4-е кардиологическое отделение, палата №9. Больница тогда была при 2-ом Московском мед. институте.
Моя кардиограмма была, как у глубокого старика...
Я прошла
- реанимацию,
- палату для тяжелобольных в инфарктом отделении.
Пять недель не было диагноза, но шла интенсивная терапия.
Помню, как кандидат наук — уверенная в себе женщина средних лет — привела студентов и продемонстрировала меня с комментарием: "Посмотрите, какая у неё красивая шея! А теперь пощупайте щитовидную железу".
Она оказалась не права, сердце заболело от инфицированных гланд. Хорошо, что Москва вылечила. Однако я запомнила, что в 25 лет шея у меня была красивая :)
С дипломом!
Когда дочке исполнилось три года, я была уже с дипломом. Но, когда после окончания отпуска (это был отпуск без сохранения зарплаты до 3-х дочкиных лет) я пришла на ТЭЦ, мне руководство сказало: "А вы нам не нужны", то есть работы на ТЭЦ мне не нашлось. И ... стала я безработной — с дочкой на руках и дипломом. Стала ездить по городу, работу искать. Обращалась в разные организации, но всем нужны были опытные, везде были нужны специалисты со стажем.
Автотранспортное предприятие
Остаться в энергетике мне помог случай. На моё счастье, тем летом в "Гурьевэнерго" организовывали Автотранспортное предприятие. Во время случайного разговора начальник папы, узнав о моей бедственной ситуации, подсказал, что вакансия инженера по нормированию свободна. В тот момент всё совпало - и вакансия, и моё образование, — и я стала инженером по нормированию. Далее по карьерной лестнице я уже поднималась сама.
Папа всегда поддерживал
А дальше — через тернии к звёздам! Сколько слёз в первые годы было пролито— работа незнакомая, некоторые в управлении со мной не здоровались, обижали — слишком, мол, молодая. Но ничего, выстояла. Меня всегда морально поддерживал папа.
Предприятие электрических сетей
Через полтора года меня перевели старшим инженером по труду в "Гурьевское предприятие электрических сетей" (ГПЭС), которое отвечало за электрические сети во всей Гурьевской области, это около 1000 работающих. Руководил ГПЭС Олег Михайлович Мещеряков, человек по характеру очень спокойный.
В те годы "Предприятие электрических сетей" было организацией областного масштаба — контролировало все сети в регионе, включая и городские, и районные, которые тогда были подразделениями.
Первый этаж здания занимали "Городские электрические сети" и диспетчерская, а наш с Марией Константиновной Услонцевой кабинет был на втором этаже.
Проработала я в ГПЭС 10 лет, в последние годы параллельно являясь неосвобожденным председателем профкома.
"Трудящимся - здоровый отдых!"
Профсоюз обеспечивал (а с нынешней точки зрения, пожалуй, можно сказать, баловал) трудящихся путёвками. Энергетики даже начали строить санаторий в Гаграх, но потом «Гурьевэнерго» (Н.Т. Неверов) отдало начатую стройку, кажется, Министерству энергетики.
Так интересно было взглянуть на эти Гагры, но поехать туда мне не пришлось: оформляла курсовку, а меня из-за плохой кардиограммы вместо курсовки в Гагры упекли на три недели в больницу в Гурьеве.
Витебск и бригадная форма организации труда
Воспоминания о Витебске связаны с командировкой туда. В те годы в СССР широко внедрялся метод бригадной формы организации труда. Энергосистема в Витебске была показательная, и этот метод впервые в СССР внедрили именно в Беларуси.
На каком-то совещании в Москве наш управляющий "Гурьевэнерго" Н.Б. Бекмамбетов (отец режиссёра Тимура Бекмамбетова) договорился с управляющим "Белэнерго", что мы едем к ним изучать передовой метод. Встречали нас в Витебске как дорогих гостей — и в музей возили, и по городу. Чудесная была командировка, впечатления незабываемые.
Теплоэлектроцентраль
На Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) я пришла из Областных сетей по приглашению директора. Тогда на ТЭЦ работал опытный Алексей Васильевич Василиади — когда я начинала счетоводом, он уже был главным бухгалтером. И вот я пришла ему на смену.
А работа экономистом незнакомая, я же трудовиком была. Ни суббот, ни воскресений. Брала документы домой, изучала, делала свои схемы движения затрат, чертила всевозможные таблицы. Позже выяснилось, что интуитивно я работала в соответствии с алгоритмом машинных вычислений — как если бы при расчётах применялся компьютер.
Астраханьэнерго и волк на трассе
Как-то мы, сотрудники ТЭЦ, возвращались из командировки из Астрахани — я, С.Д. Сергазиев (гл. инженер), Б.Ю. Рамазанов (зам. главного) — на ГАЗели. Командировка в Астраханьэнерго была недолгой, но погода за это время (а дело было в ноябре) сильно испортилась. Попали в буран, видели волка, перебегающего автотрассу. Обратно в Гурьев въехали затемно.
Никаких приобретений с нами не было — некогда было за покупками ходить, — кроме обоев (Рамазанов купил) да минералки. Но ГАИшники не могли поверить, что мы пустые едем и с нас нечего взять. Держали нас на посту при въезде в город почти полчаса, вызвав водителя в помещение (через окна без занавесок мы видели происходящее).
В конце концов ГАИшники забрали бутылки с минеральной водой :D
и нехотя нас отпустили.
Вице-президент по экономике и финансам
А потом началась перестройка, ТЭЦ выкупили, и появилась Управляющая компания. Где-то через год на совещании в Управляющей компании Генеральный директор вдруг объявляет, что назначает меня Вице-президентом по экономике и финансам.
Работа эта сложная, ответственная, всегда в напряжении, т.к. при обсуждении экономических ситуаций приходится быть готовым и к подвоху, и к экономическим последствиям на уровне предприятия.
Например, как-то раз мне пришлось побывать в Прокуратуре Атырауской области. Дело тогда касалось не энергетиков, речь шла о передаче электрических сетей. Пришла я, хорошо подготовившись, вооруженная обоснованиями — как на экзамен. Около трёх часов ожидала, когда вызовут в кабинет. Всё доказала и ушла где-то в 8 часов вечера. И до сих пор не знаю, есть ли там столовая — когда стоишь перед кабинетом прокурора с документами 30-40 летней давности, мысли о еде не приходят.
Заключение
Вице-президентом я проработала 10 лет. Менялись генеральные, меняли некоторых начальников, но я успешно проработала до 63-х лет. Вот и вся история.