Гитлеровская Германия при всей своей порочности, обладала лучшими учеными и конструкторами в мире. Многие новинки, в основном из области вооружений, немецкие конструкторы не только выразили на бумаге, но и воплотили в жизнь. В этой статье мы поговорим о уникальном ракетном истребителе Me.163 Komet, на жидкостном ракетном двигателе, который достигал скорости свыше 1 тыс. км/ч.
Двигатель
Работы по созданию реактивных двигателей в Германии велись давно, еще с середины 30-х годов, и в «Комету» установили силовую установку HWK 109-509А-2 с двумя камерами сгорания – стартовую и маршевую. У самолета имелось три бака с окислителем на 1160 литров, и четыре бака с топливом, которые располагались в крыле. Бак с окислителем снабжался механизмом для слива пилотом в полете, дабы предотвратить взрыв при посадке.
Предназначение стартовой камеры сгорания двигателя – разгон, взлет и набор высоты, маршевая была задействована во время полета. Смесь из перекиси водорода и жидкого катализатора подавалась в камеру сгорания двигателя, водород разлагался, и разогретый газ создавал необходимую тягу.
Конструкция самолета
Фюзеляж Ме.163 был выполнен в форме веретена, при этом он мог быть разобран на две части, открывая доступ к силовому агрегату для обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Носовая часть самолета выполнена из бронестали толщиной 15 мм, что было достаточно для надежной защиты пилота, так как конусная форма обеспечивала рикошет пуль и снарядов.
Кабина располагалась за носом, имела прочный фонарь, который выдерживал большие скорости. В фонаре имелась небольшая форточка для проветривания от паров окислителя, поскольку они вызывали у пилотов слезоточение. Дополнительно пилота защищало 90-мм бронированное стекло, устанавливаемое над приборной доской.
Кресло пилота крепилось к задней стенке на амортизаторах, также на задней стенке устанавливались три бронелиста, толщиной 13, 8 и 13 мм, для защиты пилота сзади. Минус кабины был в ее негерметичности, и чтобы пилот не потерял сознание от перепадов давления, в кабине монтировался кислородное устройство. Хотя от холода оно не спасало.
ТТХ Ме.163 Komet
- Масса – 1,9 т. пустой, 3,9 т. – нормальная, 4,3 т. – максимальная;
- Двигатель с тягой 1700 кгс;
- Максимальная скорость 825 и 955 км/ч у земли и на высоте соответственно;
- Дальность полета – 200 км или 8 минут полета;
- Высота 12 100 м.
- Вооружение – 2 пушки 20-мм по 100 снарядов на орудие;
- Экипаж 1 пилот.
Взлет и посадка
Для взлета самолет оснащался специальной взлетной тележкой, которая сбрасывалась после взлета, а для посадки использовалась стальная лыжа.
Ме.163 в бою
Истребитель Ме.163 создавался как самолет-перехватчик, который должен был противостоять бомбардировщикам союзников, которые сильно досаждали немцев.
Всего было произведено до 470 таких самолетов, однако их боевое применение нельзя назвать удачным. Всего Ме.163 сбили от 10 до 16 самолетов противника (тут данные разнятся), при этом потеряв 14 самолетов (по другим данным – 10 машин).
Почем так, ведь «Комета» была поистине революционной машиной? В первую очередь, это малое время полета – около 8 минут, тут все дело в слишком прожорливом ЖРД. Далее, установленные на самолете автоматические пушки позволяли выпустить о цели несколько снарядов, затем самолет, из-за высокой скорости (относительно цели), должен был снова заходить на цель, однако топлива для повтора уже не хватало.
Ненадежность, токсичность и пожароопасность приводило к катастрофам, из-за чего большинство машин было потеряно не в бою, а по причинам технического несовершенства. Кроме того, у Германии просто не имелось достаточного количества подготовленных пилотов, а времени на обучение уже не было.
Заключение
Несмотря на объективно неудачный самолет, немецкие конструкторы сделали действительно самолет, опережающий время, и многие решения были использованы впоследствии при создании реактивной авиации во многих странах мира.