Мы привыкли видеть жертву слабой, беспомощной, обиженной, униженной и так далее. Уже в этой формулировке можно заметить, жертва является не объектом, а субъектом, то есть тем, на кого оказывается давление.
И это первая особенность жертвы: она всегда вне собственного контроля и ответственности за свою жизнь. Она жертва обстоятельств, насилия, абьюза, манипуляций и т.д. То есть ее роль пассивна, эта пассивность сродни смирению, что является отличительной чертой жертвы.
Отсюда возникает первое убеждение/верование жертвы: «Я бессильна что-то изменить»
Идем дальше. Поскольку бессилие противоположно силе, сила жертвы отщепляется и помещается в другого. Жертва искренне верит в то, что есть Другой (сильный, влиятельный, взрослый), кто должен нести ответственность за нее. Жертва проявляется в контакте с другим, собственно другой и играет с ней в спасателя или агрессора.
Жертва должна быть жертвой, чтобы треугольник созависимых отношений продолжил свое существование. Жертва принимается агрессором и спасателем в своей жертвенной позиции, поскольку бессознательно вмещает в себя всю вину, ощущение беспомощности и бессилия (поэтому ее так хочется спасать или наказать).
Спасатель также лишает жертву ее силы, отказывает ей в независимости и принятии решений. Он (спасатель) зависит от жертвы, поскольку вытесняет собственное бессилие и помещает его в жертву. Бессилие жертвы - гарант сохранности созависимых отношений.
Отсюда второе верование жертвы: «Без тебя я умру». Привет слияние и созависимость.
О созависимости можно прочитать в этой статье.
Кроме силы жертва отщепляет агрессию, которую помещает в агрессора/преследователя. Агрессор карает, наказывает, манипулирует жертвой, тем самым он берет ответственность за нее. Агрессор вытесняет свою уязвимость, оставляя себе агрессию и силу. Жертва должна оставаться жертвой, чтобы агрессор мог принимать ее в ее слабости и бессилии. Иначе ему придется соприкоснуться со своей уязвимостью, что ему невыносимо.
Жертва часто становится своего рода «козлом отпущения», жертвой насилия, абьюза и агрессии. Отсюда третье верование жертвы: «Я должна страдать, чтобы быть принятой»
При чем здесь выражение «да, но…»? Первая часть «да» - это вроде бы согласие жертвы с тем, что ей надо что-то делать, решать, действовать, нести ответственность.
Вторая часть «но» включает в себя глубинные верования жертвы. Например, ответ жертвы: «Да, я знаю, мне давно пора менять работу, но мне уже 40 лет, и меня не возьмут на хорошую должность» = обесценивание + бессилие.
Или: «Да, мы постоянно ссоримся с Васей/Петей, иногда он поднимает на меня руку, но я знаю, на самом деле он меня любит» = слияние + созависимость.
«Да, но…» - это история о том, что жертва на самом деле нуждается не в помощи, а в отказе. Только пережив опыт отказа, она сможет, наконец, прикоснуться к своей силе.
Друзья, близка Вам эта тема? Что откликнулось/вызвало вопросы?
Обнаружили черты жертвы в себе или своих близких?
#созависимость#жертва#треугольниккарпмана