Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Фелиция Берлинер, «Шмуц»

Страниц: 300

Оценка: 9/10

Первое издание: 2022 г.

Увлекательность: 8/10

Прописанность героев: 9/10

Сюжет: 8/10

Глубина: 9/10

Эмоции: 9/10

Идея: 9/10

К концу первого круга моего эксперимента с алфавитом я поняла ещё одно его бесспорное преимущество: с его помощью я беру книги, к которым, наверное, очень не скоро бы подобралась. Для меня это будет ещё более заметно на буквах Ю и Я, но и сейчас я уже ощущаю, что моё прочитанное становится более разнообразным и ярким. И одним из таких ярких изумрудов стал «Шмуц», о котором я сейчас расскажу.

Молодая девушка по имени Рейзел живёт в Бруклине, учится в университете и подрабатывает. Звучит вполне обыденно, но есть один большой нюанс, из которого вырастают нюансики поменьше. Она из семьи хасидов — особо религиозных иудеев, у которых всё выкручено до максимума. Поэтому Рейзел ходит на учёбу в длинных юбках и закрытых джемперах, подрабатывает у евреев в компании, связанной с бриллиантами, а вместо свиданий участвует в смотринах под чутким взглядом родителей. Однако однажды на учёбе ей выдают ноутбук: родители со скрипом соглашаются его оставить, хоть и у них в общине запрещён интернет. И тут по ночам Рейзел начинает погружаться в глубины сети и быстро обретает зависимость от неприличных видео...

Через призму жизни Рейзел автор показывает нам особенности быта хасидов. Это очень религиозное сообщество с устоявшимися традициями, и даже посреди свободного Бруклина они создают свою общину, где жизнь течёт иначе. Основная цель детей, родившихся в таких семьях — сыграть свадьбу и завести как можно больше потомков. Мальчики вдобавок должны изучить Тору, а девочки — просто быть благочестивыми. При этом на примере нашей героини мы видим, что никого не волнует самореализация, поиск любимой работы: Рейзел разрешают учиться, пока это не будет вредить её перспективам на замужество, а работать — пожалуйста, чтобы она помогала обеспечивать многочисленную родню, посвятившую себя изучению Торы и заведению детей.

При этом через зависимость Рейзел от видео с содержанием 18+ писательница показывает незрелость и тепличность девушки. Вроде бы с виду она мало чем отличается от других, но в каком-то плане её развитие остановилось годах на четырнадцати. В этой плоскости она принимается мерить всё детскими категориями, смотреть на всё наивными глазами. Она даже на полноценный бунт не способна, настолько она конформна.

Рейзел пытается найти себе мужа, но видит цель не в счастливом браке или сепарации от родителей, а рассматривает замужество как инструмент для избавления от своей зависимости, которая служит маркером её инаковости. И в конце концов, несмотря на робкие попытки в начале на устроенных по всем правилам смотринах выбирать того, кто придётся ей по душе, в итоге выбор падает на человека, который максимально соответствует её среде и не даст ей ни малейшего шанса на какое-то иное развитие.

Ещё меня удивил момент, о котором я раньше не знала. У хасидов — и не только — есть традиция, что женщина, выходя замуж, сбривает волосы и надевает парик. Больше никто её с родными волосами не увидит. Если бы это не было действительно существующей традицией, я бы приняла такой ритуал за метафору: женщина избавляется от своей прошлой личности и начинает новую жизнь с толикой фальши, которая пробудет с ней до конца жизни.

Примерно такую же метафору можно придумать с нашей культурой смены фамилии, когда девушки отказываются от части своей сущности, принимая в ответ некий маркер подчинения.

Хочу подытожить этот текст тем, что в книге я увидела иллюстрацию важной проблемы — когда традиции запирают людей, причём не только женщин, в строгих рамках, не давая развиваться и не предоставляя иных жизненных путей. Книга яркая, интересная и прекрасно переведена. Быстро погружаешься в её мир со всеми этими словечками на идише и мыслями главной героини. В общем, роман необычный и ценный.