Найти в Дзене
Вымершие животные вики

Переходные формы на газоне

Очень частый тезис от антиэволюционистов - "Никто не видел переходных форм". И чем больше мы пишем - тем больше нас бесит это высказывание. А всё потому, что за полвека этих "переходных" найдено столько, что учёные уже могут выпустить справочник, посвящённый обзору подобных организмов, который перевесит все тома "Войны и мира". В первый раз подобную дичь выс... выдал в своей книге названный отец всех христианских креационистов - Генри Моррис. Человек этот заслуживает отдельного разбора, как и его книга "Сотворение мира. Научный подход". Впрочем, если вы хотя бы раз спорили с креационистом - вы уже заочно знакомы с этак половиной тезисов автора. И не важно, был ли ваш соперник православным, протестантом или кем-то ещё. Но вот что до тезиса о переходных формах - его очень легко проверить. И нет, речь идёт даже не о археоптериксах, первых людях или амфибиях. Какого-нибудь австралопитека не получится ни пощупать, ни увидеть вживую (по крайне мере, не выезжая за границу, с чем сейчас пробле

Очень частый тезис от антиэволюционистов - "Никто не видел переходных форм". И чем больше мы пишем - тем больше нас бесит это высказывание. А всё потому, что за полвека этих "переходных" найдено столько, что учёные уже могут выпустить справочник, посвящённый обзору подобных организмов, который перевесит все тома "Войны и мира".

Прошло 50 лет, а тезис не изменился
Прошло 50 лет, а тезис не изменился

В первый раз подобную дичь выс... выдал в своей книге названный отец всех христианских креационистов - Генри Моррис. Человек этот заслуживает отдельного разбора, как и его книга "Сотворение мира. Научный подход". Впрочем, если вы хотя бы раз спорили с креационистом - вы уже заочно знакомы с этак половиной тезисов автора. И не важно, был ли ваш соперник православным, протестантом или кем-то ещё.

Генри Моррис
Генри Моррис

Но вот что до тезиса о переходных формах - его очень легко проверить. И нет, речь идёт даже не о археоптериксах, первых людях или амфибиях. Какого-нибудь австралопитека не получится ни пощупать, ни увидеть вживую (по крайне мере, не выезжая за границу, с чем сейчас проблемы). Поэтому предлагаем вам отправится в Москву, где найдём несколько переходных форм.

Кашпуриты Kachpurites cheremkhensis от dinoved
Кашпуриты Kachpurites cheremkhensis от dinoved

В конце юры на месте Центральной России было расположено переходное море, связывающее южный океан Тетис с северными морями. Фауна здесь была представлена потомками аммонитов-перисфинктид - дорсопланитиды (Dorsoplanitidae (Arkell, 1950)). Именно они породят несколько семейств, которые будут здесь доминировать на протяжении всего Волжского века.

Конкретный интерес для нас представляют краспедитиды (Craspeditidae Spath, 1924). На Русской платформе они представлены несколькими родами, в том числе и кашпуритесами (Kachpurites Spath, 1924) и гарниерицерасами (Garniericeras Spath, 1924).

Кашпуритесы Kachpurites fulgens (Trautschold, 1861); фото Александра Лебедева
Кашпуритесы Kachpurites fulgens (Trautschold, 1861); фото Александра Лебедева

Итак, кашпуритесы. Аммониты некрупные, но очень красивые. Часто их замещённые фосфатами раковины сохраняют перламутровый слой, перливающийся от янтарно-жёлтого до нежно-бирюзового. Раковины у них достаточно эволютные, колесовидные, с широким неглубоким пупком. Сечение изменяется от округлого до субтреугольного, в зависимости от вида.

Их ближайшая родня - гарниерицерасы - имеют примерно такие же размеры, такие же яркие раковины, но в то же время у них более инволютные завитки, сама раковина дисковидная, а сечение - треугольное.

Гарниерицерас Garniericeras catenulatum (Fischer, 1830-1837); фото Александра Лебедева
Гарниерицерас Garniericeras catenulatum (Fischer, 1830-1837); фото Александра Лебедева

Так чем же интересна эта парочка? А тем, что они - самый доступный пример постепенного перехода одного рода в другой.

Перед тем, как рассказать обо всех этих переходных формах, сначала стоит немного разобраться в стратиграфии титонского яруса. Ему соответствует волжский региональный ярус, принятый в России. Различия между волгой и, допустим, западноевропейским титоном заключаются как в характере отложений, так и фауне, однако возраст у них примерно одинаковый.

Разделение среднего и позднего волжского яруса и соответствие между разными регионами по Рогову
Разделение среднего и позднего волжского яруса и соответствие между разными регионами по Рогову

В зависимости от доминирующей фауны, ярусы дробятся на зоны, названные по одному конкретному виду, характерному только для неё. Зоны дальше дробятся на подзоны, а подзоны - на горизонты по тому же самому принципу. Главное, чтобы выбранный вид был достаточно частым в этом подразделении геохронологической шкалы.

Так вот, первых кашпуритесов мы встречаем в зоне Epivirgatites nikitini, ок 152-150 млн лет. Cохранность таких малышей зачастую неважная - они вдавлены в породу, однако даже так они сохраняют различные черты строения. Например, можно с уверенностью утверждать, что первые представители рода имели хорошо выраженные рёбра, как у их предков - дорсопланитид.

У следующего вида, обитавшего на границе зон E. nikitini и K. fulgens, мы уже замечаем изменения в скульптуре: Kachpurites tenuicostatum Trojan имел ряд ребристых бугорков возле пупковой стенки. Этим кашпуриты напоминают свою родню - краспедитесов, появившихся примерно в то же время.

K. tenuicostatum из Кашпира; фото Александра Мироненко
K. tenuicostatum из Кашпира; фото Александра Мироненко

Казалось бы, где тут переходные формы? Ну что, начинаются они уже с потомков K. tenuicostatum - K. fulgens. От своих предков они сохраняют колесовидную эволютную раковину, плюсом к этому идут грубые рёбра, встречающиеся у этих аммонитов. Однако постепенно рёбра сглаживаются, а высота оборота постепенно возрастает. Поздние K. fulgens, к тому же, имеют более округлое сечение раковины.

Эволюционный ряд - от ранних K. fulgens к K. subfulgens; все эти аммониты происходят из двух точек - Еганово (ранний фульгенс) и Филёвский парк (остальные); фото Александра Мироненко
Эволюционный ряд - от ранних K. fulgens к K. subfulgens; все эти аммониты происходят из двух точек - Еганово (ранний фульгенс) и Филёвский парк (остальные); фото Александра Мироненко

Во второй половине зоны K. fulgens от обсуждаемого вида происходят два новых вида - K. cheremkhensis Mitta et.al. 1999 и К. subfulgens (Nikitin, 1881). Эта парочка - сестринские виды, развивавшиеся параллельно. У них есть общие черты - высокие обороты, гладкая раковина с более-менее выраженным кием на вентральной стороне. Отличия между ними заключаются в степени закрученности раковины и сечении: K. cheremkhensis имеет более эволютную, как у K. fulgens, раковину с овальным сечением и короткой жилой камерой, у K. subfulgens раковина более инволютная, с узким пупком, высокими плотными оборотами, а сечение - клиновидное, сжатое с боков.

K. subfulgens уже похож на гарниерицерасов, но этот эволюционный ряд был бы не полным, если бы мы не упомянули K. involutus Rogov, 2017. Раковина ещё более закрученная, ещё более сплющенная с боков, с клиновидным сечением. Если не замечать пары особенностей, мы запросто можем принять этого кашпуритеса за типового гарниерицераса - G. catenulatum (Fischer 1830). В отличие от потомков, K. involutusне имеет киля, у него чуть шире обороты, немного иная форма сечения и более глубокий пупок.

Сравнение двух видов - слева G. catenulatum, справа - K. involutus
Сравнение двух видов - слева G. catenulatum, справа - K. involutus

Жившие в самом конце титона (subditus-nodiger) гарниерицерасы тоже эволюционировали: от типового вида происходит G. subclypeiforme (Fischer, 1830), который имел ещё более уплощённую дисковидную раковину с более плотной степенью навивки оборотов, глубоким пупком и строением лопастной линии. Увы, он был последним в своём роде и одним из последних потомков дорсопланитид вообще.

G. subclypeiforme из Самарской области; фото Cricetinae
G. subclypeiforme из Самарской области; фото Cricetinae

Вся прелесть линии крашпуритес-гарниерицерас заключается в их общедоступности. Простой любитель палеонтологии запросто может накопать себе и тех, и тех в волжских отложениях, знать бы только точки. Та же река Черёмуха сохранила несколько видов кашпуритов и гарниерицерасов, не говоря уже о точках Москвы и Подмосковья: Еганово, Фили, Братеево, Карамышевская набережная...

Если вам повезёт собрать абсолютно все виды (а оно необходимо, потому что те же K. tenuicostatum и K. involutus в хорошем сохране достаточно редки), то вы сами можете составить эволюционный ряд аммонитов у себя на полке. Только вот знаете, кто таким займётся?

Палеонтологические точки Москв; карта Дмитрия Буева
Палеонтологические точки Москв; карта Дмитрия Буева

Бегать по полям или хотя бы читать литературу, посвящённую данной теме, будут люди, увлечённые палеонтологией. А часто ли они встречаются среди антиэволюционистов, и без разницы, будут они креационистами авраамического толка, долбославами, прочими мистиками или вообще собутыльниками Александра Гримма? Как видим - нет. Ведь гораздо проще кричать про "утерянные технологии" великой цивилизации прошлого или "отсутствие переходных форм", сидя на диване, чем бегать по полям или самому пытаться сделать каменное кружево.

К слову, подобные эволюционные ряды можно составить и для других аммонитов, например, юрских кардиоцератид или меловых дешайеситид. Надо будет как-то об этом рассказать...

Читайте также