Найти тему
Вымершие животные вики

Филёвский парк: экспедиция в центре города

Как вы думаете, что делать палеолюбителю в городе, если все музеи уже изучены, а выезжать за город для раскопок не хочется? Искать окаменелости в городской черте! Да, и такое возможно. Пляжи, набережные, обнажения в городской черте могу принести немало подарков. Об одной из таких точек, расположенной прямо в городе, возможно, у кого-то из наших подписчиков - в непосредственной близости, мы и расскажем сегодня.

Филёвский парк
Филёвский парк

Филёвский парк - это одно из популярных для отдыха мест. Расположен он в черте Москвы, на месте деревень Фили, Кунцево и Мазилово. Добраться до него запросто можно на метро или личном транспорте. И хотя само по себе место очень красивое и интересное, нам нужно будет смотреть не по сторонам, а вглубь.

На правом берегу Москвы-реки выходят чёрные юрские глины - отложения титонского (волжского) яруса. Сверху идут слои верхнего титона, чуть глубже - среднего, однако они сейчас почти не доступны: средневолжские слои скрыла набережная. В некоторых участках выходят также берриасские отложения мела.

Автор: Shefild с сайта Аммонит.ру
Автор: Shefild с сайта Аммонит.ру

Основной "улов" в Филях составляют белемниты длиной от 1 до 10 см. Сохраняются они в целом очень хорошо, и добыть их просто: достаточно просто очистить от глины и положить в сумку. Каких-то особых условий для хранения белемнитов нет, разве что не стоит их травить уксусом или чем-то подобным. Филёвские белемниты представлены четырьмя родами - пахитевтис (Pachyteuthis Bayle, 1878), акротевтис (Acroteuthis Stolley, 1911), лагонибел (Lagonibelus) и симобел (Simobelus Gustomesov, 1964).

Кроме белемнитов, здесь можно также найти аммонитов, сохранившихся в фосфатных конкрециях. Зачастую они также сохраняют и изначальный перламутровый слой, переливающийся оттенками голубого, белого, кремового, зелёного или жёлтого цвета. Типичные аммониты Филей - это краспедитиды. В основном - гарниерицерасы вида Garniericeras catenulatum (Fischer, 1830). Это аммонит с дисковидной инволютной раковиной, покрытой небольшими тонкими рёбрами и с килем на вентральной стороне раковины. Пупок у этих аммонитов узкий и глубокий. Зачастую встречаются микроконхи - самцы аммонитов, - чей диаметр раковины не превышает 10 см, но иногда попадаются и макроконхи, самки, диаметром от 15 см.

G. interjectum, найденный gato с сайта Аммонит.ру
G. interjectum, найденный gato с сайта Аммонит.ру

Кроме G. catenulatum в Филях встречается ещё гарниерицерас Garniericeras interjectum (Nikitin, 1884) - один из самых странных волжских аммонитов. В раннем возрасте он почти неотличим от G. catenulatum, однако с возрастом его раковина начинает изменяться: жилая камера расширяется с вентральной стороны, а боковые стороны образуют тупой угол, сечение становится овально-прямоугольным, а не стреловидным. Чем объясняются эти изменения - непонятно. Расширения жилой камеры характерны для макроконхов, однако G. interjectum не отличается большими размерами, так что версия с половым диморфизмом отпадает. Возможно, это просто популяция гарниерицерасов, у которых проявились предковые черты.

Гарниерицерасы - потомки других краспедитид, кашпуритов вида Kachpurites involutus Rogov, 2017. Этот вид, а также его предков - Kachpurites subfulgens (Nikitin, 1881), Kachpurites cheremkhensis Mitta et.al., 1999 и Kachpurites fulgens (Trautschold, 1861) - также можно найти в Филях. Кашпуриты отличаются от гарниерицерасов более развёрнутой раковиной, более широким и менее глубоким пупком.

По находкам в Филях запросто можно отследить эволюцию кашпуритов от K. fulgens к K. involutus и G. catenulatum. Вот вам и переходные формы, вот вам и наглядная эволюция. Правда, ряд этот будет неполным - в Филях не встречается последняя форма краспедитид, G. subclypeiforme, зато её можно найти в Еганово. Впрочем, G. interjectum и K. involutus вам вряд ли попадутся при поездке в Фили - слишком редки они.

В Филёвском парке встречаются также более крупные родственники кашпуритов и гарниерицерасов - краспедиты Craspedites subditus (Trautschold, 1877), Craspedites fragilis (Trautschold, 1866), Craspedites nekrassovi (Prigorovski, 1907).

От гарниерицерасов и кашпуритов краспедиты отличаются более широкой полуинволютной или инволютной раковиной с прямоугольно-округлым, а не стреловидным или округлым сечением. К этому также добавляются более отчётливые рёбра, особенно у C. subditus. Сохраняются здесь в основном макроконхи, самки краспедитов. Сохранность при этом крайне сильно различается - от фосфатных ядер до почти полностью сохранившихся раковин с перламутровым слоем.

Кашпуриты с разрезами на жилых камерах; фото Александра Мироненко
Кашпуриты с разрезами на жилых камерах; фото Александра Мироненко

Кстати, зачастую раковины в Филях сохраняют также следы жизнедеятельности древних раков, которые забирались в раковины в поисках органических мембран между камерами. Для маленьких рачков они служили вполне подходящим источником пищи.

Когда набережной не было и был доступ к среднему титону, в Филях можно было достать типичных для этой эпохи аммонитов - виргатитесов Virgatites virgatus (Buch, 1830) и зарайскитесов Zaraiskites tschernyschovi (Michalsky).

Тем не менее, самые верхние слои среднего титона ещё открыты: зона nikitini может подарить нам три вида аммонитов - тамыросфинктеса Taimyrosphinctes excentricus, ломоносовеллу Lomonossovella lomonossovi (Vischniakov, 1882) и эпивиргатитеса Epivirgatites bipliciformis (Nikitin, 1881), а также брахиопод и иглы морского ежа рабдоцидариса.

Все эти аммониты принадлежат к семейству дорсопланитид - предкам краспедитид. Ломоносовелла была предком эпивиргатитеса, из-за чего этих двух аммонитов можно спутать. Однако различия между ними кроются в различиях в толщине раковины (эпивиргатитес уже ломоносовеллы) и скульптуре (у эпивиргатитеса рёбра тоньше и чаще).

Брахиоподы филей представлены несколькими родами - это лингула Lingula sp. Bruguière, 1791, что жива по сей день, ринхонелла Rhynchonella loxiae Fischer Waldheim, 1809, москвелла Mosquella oxyoptycha (Fischer von Waldheim, 1843) и руссиелла Russiella luna (Fischer Waldheim, 1809). Москвеллы - это один из самых любопытных брахиопод Филей, которым рады в любой коллекции. Их находят в средневолжских глинах, в то время как ринхонелл и руссиелл - в верхневолжских. Также в средней волге встречаются окаменелости гребешков энтолиумов Entolium erraticum (Fiebelkorn 1893) и астарт Astarte veneris d'Orbigny, 1845, гастропод батротомарий Bathrotomaria sp. Cox, 1956 и плевротомарий Pleurotomaria rouillieri d'Orbigny, 1850. Встречаются также и иглы морских ежей рабдоцидарисов Rhabdocidaris Desor, 1855.

Не только беспозвоночными богаты фили: юрские глины могут подарить также зубы акул, позвонки и кости черепа рыб, но иногда везёт найти и зубы морских ящеров.

Меловые находки из Филей - это ещё большая редкость, чем зубы морских рептилий. Слой с берриасскими отложениями тонкий, а сохранность в нём не самая лучшая. Встречаются тут самые разные окаменелости: окаменелая древесина, аммониты рязанитесы Riasanites sp. Spath, 1923, двустворки разных родов.

На этой ноте мы заканчиваем наше знакомство с Филёвским парком и его фауной. Обзор мы сделали на основе материалов сайта Аммонит.ру, который мы предлагаем вам посетить.

Читайте также