Появление тяжелой колёсной техники на службе вооруженных сил стран мира произошло далеко не вчера. Пожалуй, корректнее будет сказать, что броню и пушки первыми поставили именно на колёса, а не на гусеницы.
Для справки, первый бронеавтомобиль для Русской армии создал подъесаул 7-го Сибирского казачьего полка князь Михаил Александрович Накашидзе, а было это во время русско-японской кампании 1905 года.
С тех пор вес брони рос, увеличивался и калибр штатного орудия, пока вес боевых машин не стал одним из главных препятствий при реализации проектов. Таким образом, первые танки примерили гусеницы, а с ними стала гусеничной и первая самоходная артиллерийская установка (САУ), к которой можно отнести САУ Gun Carrier Mark I.
После этого гусеничная монополия продлилась почти 60 лет, пока в 1977 году в Чехословакии не была представлена САУ D vz.77 «Дана» калибра 152 мм. В целом, самоходка получилась удачной и разошлась по миру довольно большим тиражом.
Важно заметить, что популярности немало способствовала существенно более низкая цена колёсных САУ в сравнении с их гусеничными собратьями, а также способность самоходки перемещаться по дорогам общего пользования на своих восьми колёсах, что недоступно для тяжёлых аналогов на гусеничном ходу.
Мы в Telegram
Что интересно, за успехами чехословацких разработчиков следили в ЮАР, где в 1988 году была создана собственная система G6 «Rhino», ставшая идеальным решением для африканского грунта и развитой сети дорог Южной Африки.
В начале 2000-х французы, которые регулярно участвуют в столкновениях с различными группами партизан по всему миру и поэтому нуждаются в мобильной артиллерии, пересмотрели концепцию колёсных САУ и создали CAESAR на шасси автомобиля Unimog U2450L.
В сравнении с броневой рубкой традиционных САУ, платформа гражданского грузовика стоит в десятки раз дешевле, а мобильность такой системы значительно выше.Только подумайте, в 2017 году стоимость одной САУ составила около 2,9 миллиона долларов против 14 миллионов долларов у немецкой бронированной САУ Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000).
При этом, имея посредственное противопульное бронирование кабины, CAESAR обладает более высокой мобильностью и впечатляющей дальнобойностью до 41 км, что достигается благодаря использованию снарядов с донным газогенератором.
Надо сказать, что CAESAR, несмотря на слабую броню, весьма неплохо себя зарекомендовал и заставил многие страны пересмотреть традиционные подходы к мобильной артиллерии.
В России колёсные САУ долгое время не получали должного развития. Отчасти это связано с низким качеством дорожного полотна в значительной части страны, отчасти — с иными представлениями о роли артиллерии на современном поле боя.
Как итог, долгое время всерьёз этими работами никто не занимался и лишь в 2019 году, согласно открытым источникам, стартовали работы над 152-мм САУ 2С43 «Мальва».
Главное преимущество «Мальвы» — это использование колёсного шасси. С его помощью и двигателем ЯМЗ-8424.10 мощностью 470 л. с. она способна развивать скорость до 80 км/ч по шоссе, а формула 8х8 обеспечивает должную степень проходимости.
Из тех же публичных источников можно сделать вывод, что первые образцы колёсных САУ уже пошли в серию и понемногу начинают обкатываться в реальном деле.Буквально сразу напрашивается вопрос: а чьи САУ на колёсном ходу лучше? Пожалуй, на этот вопрос нет однозначного ответа, ибо здесь нужно рассматривать и системы управления огнём, и дальность выстрела, проходимость и надёжность платформы.
Другое дело, что ряд современных экспертов среди ключевых показателей артиллерийских систем XXI века выделяет дальность ведения огня, а здесь советская школа традиционно проигрывает западной. К примеру, тот же CAESAR закидывает снаряды на недостижимые 41 км, что позволяет обеспечивать большую выживаемость установок.
В любом случае, колёсные САУ доказали свою эффективность, и не может не радовать, что Россия не отрицает эти важные нововведения, а старается идти в ногу со временем.