Найти тему

"Исповедь расстриги" Валентины Муренковой. Неужели это правда? Часть 2.

Оглавление

Часть 1.

Забыла рассказать, что главная героиня повести Валентина была не просто талантливой художницей - дочитав примерно до середины книги, мы узнаем, что по благословению православных священников она начала писать иконы. Чем и занимается до сих пор, живя в Эстонии.

Кстати, иконы действительно красивые, посмотрите сами:

Преподобный Серафим Саровский. Работа легко находится в интернете. Есть и другие, не менее достойные и красивые.
Преподобный Серафим Саровский. Работа легко находится в интернете. Есть и другие, не менее достойные и красивые.

Но тут я забегаю вперед.

Итак. Чем больше наша героиня находилась в таком православном братстве, тем больше у нее копилось разнообразных вопросов к "пастырскому руководству". И на эти вопросы ответов она не получала, что приводило ее в некоторое замешательство.

По поводу самого факта появления таких вопросов, сразу скажу, что это совершенно нормально. Вопросы возникают у всех верующих, так или иначе. Потому что "медовый месяц" рано или поздно проходит. И начинает в глаза бросаться то, что не замечалось сначала. И люди ответы на свои вопросы ищут - у священника или в книгах. И даже находят. Просто бывает такое, что кто-то видит "несостыковки", но при этом убеждает себя, что это всё не настолько важно, чтобы обращать на это пристальное внимание, что главное для него - это близость к Богу, которую дает церковь. А все остальные нюансы - это "мирское". И тогда человек смиряется с тем, что, возможно, он настоящих ответов на эти вопросы никогда и не получит. И остается в церкви, потому что без нее уже не может.

А бывают такие люди, для которых сам факт того, что они не получили истинный ответ на свой вопрос - это как предательство. Как нож в спину. Как правило, это те христиане, которые были особенно пылкими неофитами. И их тоже можно понять. Они мыслят так: вот я столько лет в церкви, я отдавал всего себя, я служил изо всех сил, я забыл про родителей, жену, детей, ушел в церковное сообщество "с головой", потому что я же искренне уверовал...а что теперь? А теперь выясняется, что все было неправильно? Я начал задавать вопросы, но от меня в очередной раз отмахнулись. Или я понял, что мой пастырь и сам не очень-то знает ответ на интересующий меня вопрос. Или я внезапно вдруг увидел то, что те, кто нас учит, что надо смиряться перед Богом, сами перед Ним не очень-то смиряются. Или еще на что-то неприглядное открылись глаза...В общем, есть масса вариантов того, что может вызвать смятение в душе верующего.

И когда это смятение один раз, другой, третий, а ответов на свои вопросы всё нет и нет, зато приходит осознание того, что в таком состоянии невозможно находиться постоянно. Потому что это определенная тяжесть на сердце, это "груз", это "камень", это постоянная тревога, которая каждый день точит душу. Становится некомфортно. Радость, которая была в начале воцерковления, постепенно уходит, а эта тревога остается. А человеку жить с этой постоянной тревогой на сердце совсем не хочется. Возникает резонный вопрос: что делать? Бросать все и уходить? Дальше искать свой путь? Или остаться, потому что 1) привычка, потому что 2) здесь же близкие люди, и что дальше? Улыбаться им как прежде и скрывать эту тяжесть, эту тревогу, эту боль?

Священник бы сказал на это - "молись". А если человек молится и ему это не помогает? Если состояние не улучшается и тревога никуда не уходит?

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Любой кризис - это несоответствие между ожидаемым и действительным.

И такой кризис настиг и нашу героиню. Она вдруг ясно увидела и осознала несоответствие между тем, как она свою жизнь представляла, и тем, что есть на самом деле. Много физической нагрузки (помощь отцу Георгию, помощь в монастырской общине - позже она стала там работать "трудницей"), при этом весьма ограниченный рацион, больной желудок, дикая усталость...Какой организм не начнет давать сбои? А эти вопросы, на которые она так и не получила ответов, стали последней каплей...

Но если книга называется "Исповедь расстриги", значит, главная героиня стала монахиней, логично ведь?

Зачем же она пошла на такой шаг, как монашество, если ей к тому времени было и так тяжело?

Ответ прост - женщину вынудили и обманули.

И когда читаешь ту главу, где она описывает события, связанные с ее пострижением, то тут-то и хочется воскликнуть: "Неужели это правда?! Неужели такое возможно?!"

Коротко: женщина приехала посоветоваться к настоятелю мужского монастыря, как ей дальше жить, потому что ее одолевали некие сложности и сомнения, а он взял да и сказал ей: "Готовиться к постригу!"

Вот так он владыка объяснил главной героине необходимость ее пострига. Слишком грешна, по-другому не спастись.
Вот так он владыка объяснил главной героине необходимость ее пострига. Слишком грешна, по-другому не спастись.

Очень хочется узнать, когда настоятель монастыря давал Валентине такое указание, думал ли он в этот момент о чем-то, казалось ли ему, что это действительно единственно правильная мера в ее случае или он просто так, "вякнул" что в голову взбрело?

Так или иначе, наша героиня ему поверила. Поверила, что, действительно, она скоро умрет. И что владыка увидел это своим духовным зрением, и что Бог ему открыл, ЧТО ей надо делать, чтобы спастись.

И она начала готовиться к постригу, как ей сказали. Мысли о том, чтобы ослушаться, усомниться, даже не приходило - послушание прежде всего.

И тут возникает масса вопросов.

1) Во-первых, сама Валентина в своей книге упоминает тот факт, что в монастырской среде существуют определенные традиции. Внезапно решить, что ты хочешь уйти в монастырь, и подготовиться к монашеской жизни за неделю - это нонсенс, такого не бывает! В монастырь не берут людей "с улицы", даже при наличии большого "духовного стажа". Потому что само наличие духовной жизни и молитвенного опыта это, конечно, хорошо, но тут нужно еще и нечто другое. Человек должен быть готов принести эту жертву. У него должно быть большое желание следовать этому пути. И вот для того, чтобы и проверить, насколько это желание искренне и истинно, человеку дается время. Сначала мужчина или женщина должны объехать несколько обителей, пожить в каждой из них какое-то время, выбрать ту, которая понравилась больше всего. Потом поступить туда в качестве трудника или трудницы. Трудник - добровольный работник, волонтер - живет при монастыре 1-3 года. Его задача - почувствовать монашеский быт изнутри и решить для себя, подходит ли он ему. Как настоящий монашествующий, он много работает на благо монастыря, ходит на службы, молится, питается с общего стола. При этом он развивает имеющиеся у него таланты, будь это пение в хоре, рисование икон, шитье облачения в местной мастерской или что-то еще. В общем, все "как по-настоящему", отличие одно - человек может в любой момент собраться и уехать, решив, что ему "надоело".

Ну вот, допустим, он не уехал. Допустим, не усомнился, а, наоборот, укрепился в своем желании. Что дальше? А дальше предстоит разговор по душам с духовником и настоятелем монастыря (часто это один и тот же человек). Но и после этого послушника или послушницу ждут годы подготовки.

Цитата из книги Валентины Муренковой "Исповедь расстриги. Как воскреснуть из мертвых"
Цитата из книги Валентины Муренковой "Исповедь расстриги. Как воскреснуть из мертвых"
Цитата из книги Валентины Муренковой "Исповедь расстриги. Как воскреснуть из мертвых"
Цитата из книги Валентины Муренковой "Исповедь расстриги. Как воскреснуть из мертвых"

Сами видите, как все непросто.

Кстати, в католической церкви всё то же самое, только названия "ступеней" другие, на заграничный манер: постулат, новициат и так далее. И сроки тоже могут быть меньше. Хотя, опять же, все зависит от конкретного монастыря.

Удивительно, что в данном случае никакие сроки не соблюдались. Наша главная героиня не была ни послушницей, ни инокиней, постриг у нее случился, минуя все эти "ступени", а на подготовку к нему ушла неделя.

Как это всё сочетается с Уставом монастыря, совершенно непонятно. В книге говорится, что настоятель, который так уверенно сказал Валентине, что ей нужно готовиться к постригу, отправил ее к игуменье женского монастыря (они, несомненно, друг друга знали хорошо, в этой среде все друг друга знают) и велел сказать ей, что он ее, Валентину, на это дело благословил, и чтобы она, игуменья, помогла ей подготовиться.

Удивительно, да?

И все прошло без сучка без задоринки, игуменья не удивилась, у нее не возникло ни одного вопроса, почему это она должна принять к себе в монастырь кого-то в обход правил (а это явно для нее лишние сложности). Даже с учетом того, что они Валентину наверняка знали, она и раньше посещала этот монастырь, но тогда речи не шло о том, что она хочет стать монахиней! А тут такой сюрприз!

Может быть, просто предрешенная Валентине скорая смерть была очень убедительным аргументом? Не знаю.

2) Второй момент, который вызывает недоумение: сначала, во время того самого разговора, владыка говорит главной героине, что ее постриг будет - внимание! - тайным! И что она вернется домой и будет жить как прежде, только к ее ежедневным молитвам добавится еще одна особая молитва, которую читают только монашествующие, она так и называется - "монашеское правило". Вот и все. Этого будет достаточно, чтобы спасти душу. Но потом, уже после пострига, он вдруг меняет свое решение и говорит, что лучше бы ей перебраться в монастырь. Вроде как временно, потому что он не сомневается, что сейчас у нее начнутся сильные искушения, и вот чтобы избежать их и вообще "привыкнуть к новому обиходу", она и должна пока пожить вместе с сестрами. Естественно, Валентина как послушная ученица ринулась исполнять его рекомендации!

Фото отсюда https://heroine.ru/kak-ya-pytalas-stat-nastoyashhej-monaxinej-no-ne-vyderzhala-antisanitarii-i-psixologicheskogo-davleniya/
Фото отсюда https://heroine.ru/kak-ya-pytalas-stat-nastoyashhej-monaxinej-no-ne-vyderzhala-antisanitarii-i-psixologicheskogo-davleniya/

Продолжение следует...

Часть 3.