Часть 1.
Забыла рассказать, что главная героиня повести Валентина была не просто талантливой художницей - дочитав примерно до середины книги, мы узнаем, что по благословению православных священников она начала писать иконы. Чем и занимается до сих пор, живя в Эстонии.
Кстати, иконы действительно красивые, посмотрите сами:
Но тут я забегаю вперед.
Итак. Чем больше наша героиня находилась в таком православном братстве, тем больше у нее копилось разнообразных вопросов к "пастырскому руководству". И на эти вопросы ответов она не получала, что приводило ее в некоторое замешательство.
По поводу самого факта появления таких вопросов, сразу скажу, что это совершенно нормально. Вопросы возникают у всех верующих, так или иначе. Потому что "медовый месяц" рано или поздно проходит. И начинает в глаза бросаться то, что не замечалось сначала. И люди ответы на свои вопросы ищут - у священника или в книгах. И даже находят. Просто бывает такое, что кто-то видит "несостыковки", но при этом убеждает себя, что это всё не настолько важно, чтобы обращать на это пристальное внимание, что главное для него - это близость к Богу, которую дает церковь. А все остальные нюансы - это "мирское". И тогда человек смиряется с тем, что, возможно, он настоящих ответов на эти вопросы никогда и не получит. И остается в церкви, потому что без нее уже не может.
А бывают такие люди, для которых сам факт того, что они не получили истинный ответ на свой вопрос - это как предательство. Как нож в спину. Как правило, это те христиане, которые были особенно пылкими неофитами. И их тоже можно понять. Они мыслят так: вот я столько лет в церкви, я отдавал всего себя, я служил изо всех сил, я забыл про родителей, жену, детей, ушел в церковное сообщество "с головой", потому что я же искренне уверовал...а что теперь? А теперь выясняется, что все было неправильно? Я начал задавать вопросы, но от меня в очередной раз отмахнулись. Или я понял, что мой пастырь и сам не очень-то знает ответ на интересующий меня вопрос. Или я внезапно вдруг увидел то, что те, кто нас учит, что надо смиряться перед Богом, сами перед Ним не очень-то смиряются. Или еще на что-то неприглядное открылись глаза...В общем, есть масса вариантов того, что может вызвать смятение в душе верующего.
И когда это смятение один раз, другой, третий, а ответов на свои вопросы всё нет и нет, зато приходит осознание того, что в таком состоянии невозможно находиться постоянно. Потому что это определенная тяжесть на сердце, это "груз", это "камень", это постоянная тревога, которая каждый день точит душу. Становится некомфортно. Радость, которая была в начале воцерковления, постепенно уходит, а эта тревога остается. А человеку жить с этой постоянной тревогой на сердце совсем не хочется. Возникает резонный вопрос: что делать? Бросать все и уходить? Дальше искать свой путь? Или остаться, потому что 1) привычка, потому что 2) здесь же близкие люди, и что дальше? Улыбаться им как прежде и скрывать эту тяжесть, эту тревогу, эту боль?
Священник бы сказал на это - "молись". А если человек молится и ему это не помогает? Если состояние не улучшается и тревога никуда не уходит?
Любой кризис - это несоответствие между ожидаемым и действительным.
И такой кризис настиг и нашу героиню. Она вдруг ясно увидела и осознала несоответствие между тем, как она свою жизнь представляла, и тем, что есть на самом деле. Много физической нагрузки (помощь отцу Георгию, помощь в монастырской общине - позже она стала там работать "трудницей"), при этом весьма ограниченный рацион, больной желудок, дикая усталость...Какой организм не начнет давать сбои? А эти вопросы, на которые она так и не получила ответов, стали последней каплей...
Но если книга называется "Исповедь расстриги", значит, главная героиня стала монахиней, логично ведь?
Зачем же она пошла на такой шаг, как монашество, если ей к тому времени было и так тяжело?
Ответ прост - женщину вынудили и обманули.
И когда читаешь ту главу, где она описывает события, связанные с ее пострижением, то тут-то и хочется воскликнуть: "Неужели это правда?! Неужели такое возможно?!"
Коротко: женщина приехала посоветоваться к настоятелю мужского монастыря, как ей дальше жить, потому что ее одолевали некие сложности и сомнения, а он взял да и сказал ей: "Готовиться к постригу!"
Очень хочется узнать, когда настоятель монастыря давал Валентине такое указание, думал ли он в этот момент о чем-то, казалось ли ему, что это действительно единственно правильная мера в ее случае или он просто так, "вякнул" что в голову взбрело?
Так или иначе, наша героиня ему поверила. Поверила, что, действительно, она скоро умрет. И что владыка увидел это своим духовным зрением, и что Бог ему открыл, ЧТО ей надо делать, чтобы спастись.
И она начала готовиться к постригу, как ей сказали. Мысли о том, чтобы ослушаться, усомниться, даже не приходило - послушание прежде всего.
И тут возникает масса вопросов.
1) Во-первых, сама Валентина в своей книге упоминает тот факт, что в монастырской среде существуют определенные традиции. Внезапно решить, что ты хочешь уйти в монастырь, и подготовиться к монашеской жизни за неделю - это нонсенс, такого не бывает! В монастырь не берут людей "с улицы", даже при наличии большого "духовного стажа". Потому что само наличие духовной жизни и молитвенного опыта это, конечно, хорошо, но тут нужно еще и нечто другое. Человек должен быть готов принести эту жертву. У него должно быть большое желание следовать этому пути. И вот для того, чтобы и проверить, насколько это желание искренне и истинно, человеку дается время. Сначала мужчина или женщина должны объехать несколько обителей, пожить в каждой из них какое-то время, выбрать ту, которая понравилась больше всего. Потом поступить туда в качестве трудника или трудницы. Трудник - добровольный работник, волонтер - живет при монастыре 1-3 года. Его задача - почувствовать монашеский быт изнутри и решить для себя, подходит ли он ему. Как настоящий монашествующий, он много работает на благо монастыря, ходит на службы, молится, питается с общего стола. При этом он развивает имеющиеся у него таланты, будь это пение в хоре, рисование икон, шитье облачения в местной мастерской или что-то еще. В общем, все "как по-настоящему", отличие одно - человек может в любой момент собраться и уехать, решив, что ему "надоело".
Ну вот, допустим, он не уехал. Допустим, не усомнился, а, наоборот, укрепился в своем желании. Что дальше? А дальше предстоит разговор по душам с духовником и настоятелем монастыря (часто это один и тот же человек). Но и после этого послушника или послушницу ждут годы подготовки.
Сами видите, как все непросто.
Кстати, в католической церкви всё то же самое, только названия "ступеней" другие, на заграничный манер: постулат, новициат и так далее. И сроки тоже могут быть меньше. Хотя, опять же, все зависит от конкретного монастыря.
Удивительно, что в данном случае никакие сроки не соблюдались. Наша главная героиня не была ни послушницей, ни инокиней, постриг у нее случился, минуя все эти "ступени", а на подготовку к нему ушла неделя.
Как это всё сочетается с Уставом монастыря, совершенно непонятно. В книге говорится, что настоятель, который так уверенно сказал Валентине, что ей нужно готовиться к постригу, отправил ее к игуменье женского монастыря (они, несомненно, друг друга знали хорошо, в этой среде все друг друга знают) и велел сказать ей, что он ее, Валентину, на это дело благословил, и чтобы она, игуменья, помогла ей подготовиться.
Удивительно, да?
И все прошло без сучка без задоринки, игуменья не удивилась, у нее не возникло ни одного вопроса, почему это она должна принять к себе в монастырь кого-то в обход правил (а это явно для нее лишние сложности). Даже с учетом того, что они Валентину наверняка знали, она и раньше посещала этот монастырь, но тогда речи не шло о том, что она хочет стать монахиней! А тут такой сюрприз!
Может быть, просто предрешенная Валентине скорая смерть была очень убедительным аргументом? Не знаю.