Издавна храмы считались святыми местами, где Бог обитает на земле. Каждая деталь храма носила особое значение, отражающее священную историю и идеи Нового Завета. Давайте рассмотрим, как возник крестово-купольный храм, почему он состоит из трех частей и с восточно направленным алтарем, зачем нужен иконостас, и какие древние храмы сегодня можно увидеть в России.
Крестово-купольный храм: сущность и особенности
В 313 году византийский император Константин Великий издал эдикт, признавший христианство равноправной религией во Восточно-Римской империи. Это стало отправной точкой для строительства христианских храмов в Византии. Изначально, первые храмы были похожи на римские базилики, прямоугольные здания, предназначенные для судебных заседаний, политических собраний и торговых дел. Они состояли из одного, трех или пяти нефов – продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф был выше и шире боковых, и завершался апсидой – полукруглым пристроем, где располагалось кресло судьи или главы собрания.
Читайте также: Притча о блудном сыне
С течением времени, с V по VIII век, архитектура христианского храма начала меняться. В нее вошел трансепт – еще один продольный зал, пересекавший центральный неф под прямым углом. Такой план храма стал напоминать крест, а место пересечения его “перекладин” превратилось в квадратное пространство, называемое средокрестием. Над этим пространством начали ставить купол. Выбор такой формы не был случайным. Куб символизировал землю в Библии, а купол – бесконечное движение Господа. Вместе они напоминали о связи между Небом и землей. К IX веку, крестово-купольная архитектура стала главной формой храма в православных странах.
Первый каменный храм на Руси и его уникальные характеристики
Архитектура Византийской империи оказала значительное влияние на развитие архитектуры Киевской Руси. После того, как князь Владимир в 988 году принял христианство в качестве государственной религии, началось строительство христианских храмов. В 989 году возле своего дворца в Киеве Владимир заложил кафедральный собор – первый каменный крестово-купольный храм на Руси.
Строительство собора заняло шесть лет и было осуществлено греческими зодчими. 12 мая 996 года храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы. Князь Владимир выделил десятую часть своих доходов – десятину – на содержание церкви и митрополии, поэтому ее и назвали Десятинной.
Читайте также: Крещение Господне: история и значение праздника
Храм, к сожалению, не сохранился до наших дней, однако археологи и историки, изучая летописи, смогли восстановить его облик. Основное здание было разделено на три продольных нефа с помощью столбов. Кроме восточной, церковь окружала галерея. В галерее находились крещальня и лестничная башня, ведущая на второй ярус – хоры, где располагались певчие по византийской традиции. Верхний ярус был предназначен княжеской ложе, где Владимир со своей дружиной находился во время богослужений, обсуждал политические вопросы и принимал иностранных гостей. Внутри храма были украшены фрески, мозаики, колонны с резными капителями и мраморные панели, что являлось характерными чертами византийской архитектуры.
Архитектура и духовное значение: тайны расположения церквей и ориентация алтаря на восток
Прообразом православного храма стала ветхозаветная скиния. Этот походный шатер, по преданию, Господь повелел построить Моисею, чтобы во время стоянок помещать туда ковчег Завета. Скиния состояла из большого двора, где народ приходил помолиться, и внутреннего помещения, разделенного завесой на святилище и святую святых. В святилище проводились ритуалы священники, которые каждое утро и вечер сжигали фимиам на жертвеннике. Святая святых была самым священным местом, где хранился ковчег Завета, и доступ к ней имел только первосвященник, и то только раз в год.
Читайте также: Отче наш — Молитва Господня
В православном храме притвор, соответствующий двору скинии, находится перед входом. Он символизирует еще не обновленный, грешный мир. В прошлые века во время службы здесь стояли верующие, которые временно были отлучены от Церкви из-за серьезных грехов, а также те, кто готовился к крещению.
Средняя часть храма, неф, заменяет святилище. Согласно Новому Завету, Царство Божие открыто для всех, и поэтому все верующие молятся здесь. Однако в алтарь, заменяющий святую святых, могут входить только священники. Считается, что в алтаре происходит главное событие богослужения – превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Расположение элементов православного храма развивается от запада к востоку, в направлении Иерусалима, где, по преданию, Христос должен явиться снова. Храм сам по себе является притчей о пути, которым должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.
Внешняя часть алтаря обычно закрыта тремя полукруглыми пристройками, называемыми апсидами. На противоположной стороне находится главный вход в храм – портал, перед которым расположено крыльцо, называемое папертью. Над храмом может быть одна или несколько башен, которые позволяют свету проникать внутрь храма через окна. Завершаются они шлемовидными или луковичными главами, их венчают кресты.
Иконостас и Царские врата: символика и значение в православной традиции
Среднюю и алтарную части храма отделяла невысокая перегородка с проходом посередине. Эта перегородка была символической границей между Царством Божиим и остальным миром, между Небом и землей. Со временем на перегородку начали крепить иконы, и она получила название иконостаса. Икона считалась окном в духовный мир, поэтому перегородка одновременно отделяла прихожан от алтаря и позволяла заглянуть в божественную реальность. Таким образом, устройство храма объединило две идеи Нового Завета: открытость и тайну.
Наиболее часто в центре иконостаса помещали Деисус – образ Спасителя в окружении Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, которые молят Его простить грехи человечества. Изначально фигуры изображали только по плечи – один такой Деисус XIII века находится в Третьяковской галерее. Затем появилась другая икона того же времени, но уже с изображением в полный рост, которая раньше находилась в псковской церкви Николы от Кожи и в настоящее время принадлежит Русскому музею. Кроме того, на иконостасе изображались образы святых и сюжеты двенадцати главных праздников – двенадцати основных событий земной жизни Христа и Богородицы, таких как Рождество, Крещение, Вознесение и другие.
Проход в алтарь, находящийся в центре иконостаса, символизировал вход в рай. Изначально этот проход закрывался тканью, но в XIII веке его начали закрывать двустворчатыми Царскими вратами. Верили, что когда эти врата открыты, божественный свет просвечивает на всех, кто молится в храме. На самих вратах изображались Благовещение и четыре евангелиста. Рядом с ними, справа и слева, стояли образы Спасителя и Богородицы. На второй иконе справа, которая называлась храмовой иконой, изображался святой или праздник, в честь которого церковь была освящена. Например, в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском это была икона Преображения, написанная Феофаном Греком во время реставрации храма в 1403 году. Современные высокие иконостасы появились на Руси только в XV веке, и они с каждым столетием становились все более изысканными и величественными.
Живопись, отражающая святость: о том, как фрески раскрывают сакральное устройство мира
В древнерусских храмах стены и своды украшались уникальными фресками. Эти изображения создавали своеобразную атмосферу и отражали священное устройство мира. Верхняя часть храма символизировала духовное небо, поэтому центральный купол украшался образом Христа Вседержителя — Владыки мира, который держит книгу в левой руке и благословляет правой. На парусах, на которых держится купол, изображали четырех евангелистов.
Нижняя часть храма, наоборот, олицетворяла земной мир. С юго-восточной стороны, вдоль часовой стрелки, размещались сюжеты из земной жизни Христа, а на столбах изображались мученики, святители и преподобные.
Верующий мог “читать” храм, подобно Библии. Фрески на южных и северных стенах показывали события из священной истории Ветхого и Нового Заветов. На западной стене, над входом, размещались картины Страшного суда и сюжеты о сотворении мира. А изображения в апсиде посвящались Причастию, где присутствуют апостолы и Богоматерь. Остальное пространство заполняли разнообразные узоры — растительные и геометрические. Такая многогранность украшений делала каждый храм уникальным и неповторимым произведением искусства.
Древнерусские храмы, сохранившиеся до сегодняшнего дня
Самый древний белокаменный храм в центре России – церковь Бориса и Глеба в Кидекше, построенная в 1152 году в резиденции князя Юрия Долгорукого, притягивает внимание своей историей и архитектурой. Этот одноглавый крестово-купольный храм, также известный как “богатырь”, является прекрасным примером архитектуры XII-XIII веков и был типичным для княжественных резиденций того времени.
Церковь Покрова на Нерли, расположенная во Владимирской области, также была построена по тому же принципу. Мастер Игорь Грабарь называл ее “самым совершенным храмом, созданным на Руси”. Она впечатляет своей стройностью и изящным исполнением, что характерно для множества храмов Владимиро-Суздальской земли. Растительные и животные орнаменты часто использовались для украшения фасадов и интерьеров. Например, фигуры святых, зверей, птиц и растений из известняка украшают фасад Дмитриевского собора во Владимире, созданные мастерами в период с 1194 по 1197 годы.
Новгородские и псковские зодчие, в свою очередь, предпочитали строить лаконичные и минималистичные храмы без излишних орнаментов на стенах. Они использовали отдельные известковые глыбы, обмазывая их раствором, чтобы сохранить прочность конструкции. Такая техника делала стены несовершенно ровными и создавала ощущение непосредственной работы рук мастеров. Например, церковь Спаса на Нередице в Новгороде выглядит как изделие из пластилина, с широким барабаном и минимальным количеством украшений – окна, бегунец и поребрик под куполом. Такой подход придавал храмам особую простоту и строгость.