Сразу после смерти Михаила Горбачёва СМИ активно стали обсуждать, сколько же миллионов он оставил своим наследникам. Вопрос, конечно, интересный. Но не совсем корректный. Скончался единственный президент СССР на 92-м году жизни, да ещё и тяжело больным. В таком возрасте и с такими «болячками» люди если чем-то и владеют, то исключительно на бумаге. Фактически, всё что они успели наработать, уже давно принадлежит детям и внукам, которым в определённый момент остаётся только юридически оформить это на себя.
По всей видимости, так произошло и с наследством Горбачёва. Впрочем, кому и что конкретно оставил «отец перестройки и гласности» известно только самим наследникам да душеприказчику. Оставлять же было что.
По сведениям журналистов популярной некогда советской, газеты (существующей до сих пор под тем же названием), у Горбачёва была весьма неплохая пенсия, которой его обеспечил первый президент РФ – Борис Ельцин. Составляла она 40 МРОТ, т.е. на момент смерти экс-генсека – это порядка 600 тыс. рублей. Достался ему от государства ещё домик с личной охраной, прислугой и автомобилем с водителем. Стоимость прислуги оценить вряд ли возможно, а вот домик потянет не менее чем на 100 млн. в рублях.
Была у Горбачёва недвижимость и за рубежом. Только в Германии у него как минимум была квартира в городке Роттах Эггерн (федеральная земля Бавария) и особняк в Баварских Альпах. Ходят слухи и о какой-то недвижимости в США, но точных сведений об этом не имеется.
А вот история с немецким особняком весьма занимательна. Ещё в 2017 году Горбачёв его выставил на продажу за 7 млн. евро. Выкупила же домик (причём в два раза дешевле) некая Вирганская Ирина Михайловна, урождённая Горбачёва, т.е. единственная дочь последнего советского лидера. По всей видимости, в семье здраво рассудили, что заплатить налог за покупку недвижимости, который составляет в ФРГ 3,5–6 %, гораздо выгоднее, чем платить налог за наследование недешёвого особняка (может достигать 50 %).
С большой долей вероятности Ирина Вирганская и стала основной наследнице всех богатств генсека/президента. И если про недвижимость и банковские счета (особенно находящиеся за пределами России), что-то утверждать наверняка проблематично, то насчёт нематериальных активов имеется достоверная информация. Именно дочери Горбачева теперь принадлежат авторские права на все его интеллектуальные труды. А их немало и стоят они недёшево. К примеру, стоимость одной лекции из сборника «После Кремля», по оценкам экспертов может исчисляться в миллионах рублей.
Сохранила Ирина Вирганская и должности в созданных отцом фондах «Горбачёв-фонд» и «Международный Зелёный Крест». В «Горбачёв-фонде» она является вице-президентом. Должность была получена от папы ещё в 1992 году, сразу после открытия организации. Впрочем, на официальном русскоязычном сайте «Горбачёв-фонда» о его руководстве информация весьма скудная. По крайней мере, узнать личности президента и вице-президента там не получится. Есть сведения, что доход Горбачёва составлял 10 % от получаемых фондами средств. Можно предположить, что «заработок» наследницы рассчитывается по такой же ставке.
Но это только домыслы. О своей жизни и величине доходов Ирина Михайловна не распространяется. Она вообще не стремиться показываться «в свете» и общаться с журналистами. Хотя в редких интервью и не скрывает, что всё её время занимает работа в зарубежных филиалах указанных фондов. Почему зарубежных? Да потому что г-жа Вирганская уже давно проживает в Германии, хотя время от времени и прилетает в Россию, опять же по делам фондов.
Любопытно, что основной деятельностью «Горбачёв-фонда» является изучение «истории перестройки». Так что можно сказать, что дело последнего руководителя СССР до сих пор живет, процветает и приносит неплохой доход. По крайней мере, одной отдельно взятой наследнице.