Как Церковь относится к самому неоднозначному царю в нашей истории.
Как известно, есть люди, которые являются столь сильными почитателями царя Ивана Грозного, что выступают за его канонизацию, другие говорят, что даже вообще канонизация его на самом деле уже была, он уже прославленный святой.
Мнение таких людей можно немало встретить в интернете, ему уже нарисованы иконы и много всего. Они заявляют, что Иван Грозный не был таким массовым убийцей. Если кого убивал, то только врагов и только за дело. А в смерти святителя Филиппа, преподобного Корнилия Печерского он невиновен.
Что все это придумали злые западники, которые оболгали его, а им поверили разные либеральные масонские российские историки XIX века, и вот от них якобы эта клевета и пошла на вот этого царя.
Весь этот комплекс идей был представлен еще в 90-е годы в книге «Самодержавие духа», которая была опубликована под именем митрополита Ладожского Иоанна, но которая, по сообщению многих источников, ему не принадлежит.
Как говорят, она была написана Константином Душеновым, который был в последние годы пресс-секретарем владыки Иоанна. И, пользуясь его доверием, писал и издавал книги от его имени, которые сам Владыка в последние годы своей жизни, тяжело болевший, даже не проверял.
Написанная в этой книге апология прямо противоречит тому, что было написано собственноручно будущим Владыкой Иоанном, в бытности иеромонахом. Так, например, в своей работе «Духовно-нравственный облик русского архиерея» он писал:
«Опричнина и своеволие Ивана Грозного достигли крайних пределов в уничтожении и виновных, и невинных людей. <…> Грозный, разоблачив тайный заговор некоторых князей и бояр, принялся с неистовой жестокостью расправляться со своими противниками.
Подражая царю, и опричники, упоенные кровью убиенных, с ножами и топорами в руках рыскали по улицам Москвы, ища новых жертв, грабили повсеместно, а заподозренных в заговоре без суда убивали на площади»
Упоминает он также и обличительные речи святителя Филиппа Московского к царю. В частности, там было сказано: «От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу. <…> У самих язычников не случалось ничего такого».
Далее говорится, что царь не унимался и решил низвергнуть Филиппа: «Жизнь свою св. Филипп окончил мученически, будучи удушен Малютой Скуратовым». Это из книги, собственноручно написанной владыкой Иоанном. Как нетрудно заметить, здесь полностью иная картина, прямо противоречащая той, которая была написана в книге «Самодержавие духа».
Поклонники Грозного говорят, что владыка Иоанн просто поменял свое мнение, но в таком случае он должен был бы об этом упомянуть. Особенно, когда так жестко критикуются в книге «Самодержавие духа» те историки, которые высказывали те же самые оценки, что и владыка Иоанн в своей ранней работе.
Но объясняется это просто тем, что автор «Самодержавия духа», настоящий автор, был не в курсе того, что написано в ранней книге владыки Иоанна по данному вопросу.
Как бы то ни было, и апология Ивана Грозного в книге «Самодержавие Духа», и последующие апологии, которые в немалом количестве содержаться в сети интернет, они, мягко говоря, вводят людей в заблуждение.
Дело в том, что не какие-то злые западники XIX века или XVI века оболгали царя Ивана Грозного, но само церковное предание изображает такие его деяния и дает ему такие оценки, которые не оставляют никакой возможности для того, чтобы даже обсуждать тему канонизации и так далее.
Если мы посмотрим на жития святых, на богослужебные тексты, на слова святых нашей Церкви, на то, какую оценку они давали данному человеку, Ивану Грозному, то мы увидим вполне единодушное мнение.
Например, слова святителя Филиппа Московского, обращенные к Ивану Грозному:
«Государь, мы здесь приносим жертву бескровную Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская. Сколько невинных страдальцев!».
Вот слова преподобного Арсения Новгородского, сказанные Ивану Грозному, просящему у него благословение:
«Насытился ли ты кровью, зверь кровожадный? Кто может благословить тебя? Кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? Много душ неповинных послал ты в Царство Небесное, а сам не узришь его».
Вот что говорил Ивану Грозному святой Николай Псковский: «Мяса не ешь, а людей губишь, и кровь христианскую пьешь, и суда Божия не боишься».
Это все взято из церковных житий данных святых. А теперь посмотрим, что говорит богослужебный текст нашей церкви. Из службы преподобному Корнилию Псково-Печерскому:
«Святый изыде в сретение грозному владыце пред враты обители со славою, воздавая земному царю должное, той же побежден быв гнева изступлением, добраго пастыря зле смерти предаде...» (стихира на «Хвалитех»).
А вот из службы собора Псково-Печерских святых:
«К безумию склонися Царь грозный и смерти тя предаде».
Что касается вины Ивана Грозного в смерти преподобного Корнилия, о ней свидетельствуют самые разные источники. Помимо указания князя Курбского, который переписывался с Псково-Печерским монастырем, а также указания повести о Псково-Печерском монастыре.
Примечательно, что это признает даже сам Иван Грозный, включив имя преподобного Корнилия в так называемый Синодик опальных, то есть список лиц, убитых по его приказу, который он отдал на поминовение в различные монастыри.
Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом:
«Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживее он постническим и святым житиям не только монахом был образ к спасению, но и людям нового града Ливонского <…> во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570».
Насчет того, как именно предпосылал Иван Грозный своих жертв к Небесному Царю, вполне определенно говорят слова преподобного Арсения:
«Много душ неповинных послал ты в Царство Небесное, а сам не узришь его».
Другим святым, еще более известным, чем преподобный Корнилий, убитым по приказу Ивана Грозного, был святитель Филипп Московский, которого Иван Грозный за то, что тот посмел обличать его беззаконие, сначала беззаконно сместил с митрополичьей кафедры, заточил, а затем уже и приказал убить.
Сообщают об этом факте три независимых источника, причем из числа современников. Но что для нас более значимо, житие святителя Филиппа, составленное в конце XVI века, на основе рассказов еще живых очевидцев и свидетелей. Из более поздних источников – Мазуринский летописец.
То есть поклонники Грозного лгут, когда заявляют, что будто бы сведения об убийстве святителя Филиппа пошли исключительно от иностранцев или от Карамзина и других авторов XVIII-XIX веков.
Если мы посмотрим Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, то увидим, что там говорится:
«Память отца нашего Филиппа… с престола неповинно изгнанного бесчестно: ибо напали на святого в соборной церкви словно звери суровые, сан святительский с него совлекли».
Все это происходило по приказу и с одобрения Ивана Грозного.
Далее святитель Димитрий продолжает: «и изгнали его из церкви… (далее описание издевательств, которым подвергли святителя) … также на заточение отвезли его в Отрочь монастырь… в котором год прожив во многих скорбях от озлоблявших его приставников, был удавлен. подушкой присланным на то"... и далее св. Димитрий указывает: "Житие этого святого пространно изложено в новом Прологе"».
То есть ссылается на Пролог издания 1659 года, в который церковью было включено житие святителя Филиппа, содержащее рассказ о его убийстве Малютой Скуратовым. Святой Димитрий прямо пишет, что убийца был послан на это.
Если мы обратимся к церковной службе, посвященной святителю Филиппу, то увидим, что в шестой песне говорится:
«Ревностию Христовою поострився, ярость самодержавнаго на кротость преложити тщался еси и к прещением царевым непреклонен отшед был еси, яко Христовых заповедей делатель, и показался еси яко крепок храбрник, за паству твою пострадав даже до смерти, радуяся».
А в седалене по третьей песни говорится:
«Яко Апостола избраннаго тезоименит, отче, и подражатель, беды претерпел еси и гонения. Ревность воображая пророка Илии и Крестителя, мужески обличил еси беззаконующия».
Что касается свидетельств других святых об Иване Грозном, то я приведу слова святителя Филарета Черниговского. Он писал: «Но Герман из покоев митрополита пришёл к царю, и именем Бога, страхом суда Божия, убеждал его прийти в раскаяние, прекратить кровопролития и разврат. Иоанн выгнал его из дворца, и на кафедру митрополита вызвал св. Игумена Филиппа».
И далее он продолжает: «Начались отвратительные зрелища, убийства и беспутства. Целые семейства князей и бояр верных погублены. Над стонами невинных иан и опричники смеялись».
Примечательно, что здесь он упоминает и святителя Германа Казанского. О причастности Ивана Грозного к его смерти не так широко известно, как о причастности к смерти святителя Филиппа, хотя князь Курбский прямо писал, что святителя Германа убили по приказу Грозного.
Согласно житию священномученика Филиппа, Герман был убит своей кельей опричником, который отсек ему топором голову. Переоблачение мощей святого Германа в 1888 году и их вскрытие в 1922 году частично подтвердили эту версию.
В описании мощей указывается: «Голова его отрублена способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Вот так вот был устранен еще один святой, уже третий.
У митрополита Макария Булгакова, известного и уважаемого архиерея XIX века, в его церковной истории мы читаем:
«Царь сам прибыл в Новгород и в продолжении шести недель (от 2 января до 13 февраля 1570 года) совершал свои страшные казни. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви…
До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев были всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. Всех священников и диаконов новгородских церквей заключили в оковы и ежедневно с утра до вечера секли на площади, требуя с каждого по двадцати рублей пени».
В это же время пострадал преподобный мученик Геласий Новгородский. Он был в числе тех игуменов и иеромонахов, которые были убиты тогда по приказу Ивана Грозного. Он был игуменом Антониева монастыря, вместе с ним были убиты и 20 человек братьев.
Вот такой вот православный царь, при котором у нас в церкви появился целый сонм мучеников, гонимых, убитых по его приказу. Минимум четверо святых: святитель Филипп Московский, преподобный мученик Корнилий Псково-Печерский, преподобный мученик Геласий Новгородский и святитель Герман Казанский.
Если мы вернемся к тому, что говорили наши святые относительно оценки Иоанна Грозного, то можно привести слова священноисповедника Луки Войно-Ясенецкого, который говорил: «Святитель Филипп дерзнул обличить в глаза даже царя Иоанна Грозного за казни, и за это поплатился жизнью».
Также можно привести и слова святителя Иоанна Шанхайского:
«Видя своим больным воображением везде измену и заговор, Иоанн начал ужасные казни, думая, что этим он исполняет священный долг возложенного на него Богом царского служения. <…> В поисках измены Царь опустошал целые города (Новгород). Никто не мог быть уверенным, что завтра его не постигнет царский гнев.
<…> Государство было разделено на опричнину – собственно царская область, населенная особо преданными, как ему казалось, слугами – опричниками, и земщину – всё остальное государство, управлявшееся обычным порядком, через бояр. Опричники грабили земщину, клеветали Царю, и производились расправы, иногда с необычайной жестокостью. Бывало, что казнь производил сам Иоанн. Все ужасались, но молчали.
<…> Ревностный Первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил Царя. Но Иоанн не внял голосу Святителя и на него самого воздвиг гонение; святой Филипп безропотно отправился в ссылку и предпочел получить мученический венец, чем вызвать возмущение против царской власти».
Итак, мы видим согласное свидетельство святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета Черниговского, священноисповедника Луки Войно-Ясенецкого и святителя Иоанна Шанхайского относительно вины Ивана Грозного в гонениях и смерти святителя Филиппа.
К слову говоря, имя святителя Филиппа есть и в тех самых опальных списках, которые составлял сам Иван Грозный.
Надо сказать также об идеях о том, что якобы Иван Грозный уже почитается. Все это фальсификация, мистификация или неверная интерпретация данных.
Поклонники Грозного заявляют, что он святой, потому что есть древнее изображение, где он с нимбом. Однако эти изображения не являются признаком святости, поскольку эта практика является продолжением византийской традиции отмечать таким образом царскую особу.
Всех византийских императоров изображали с нимбами, точно так же и сербских королей, также было и у нас.
Поэтому, например, на фресках Архангельского собора Московского Кремля имеются изображения всех погребенных в нем великих князей с нимбами, а надгробные эпитафии имеют эпитет благоверный, который был частью официального титула до Петра I включительно.
В рамках той же византийской традиции, например, при богослужении любой архиерей называется святым, но это относится к его сану, а не является свидетельством его прижизненной личной канонизации.
Далее поклонники Грозного упоминают святцы Коряжемского монастыря. В них написано следующее:
«10 июня – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».
В XIX веке Голубинский предположил, что это относится к Ивану Грозному, однако предположение это не выдерживает критики, поскольку здесь указывается память обретения мощей, но в то время тело Ивана Грозного никто не обретал. Его гробницу впервые вскрыли только в 1963 года.
Под царем Иоанном здесь могли иметь в виду и святого Иоанна Владимира, которого в Сербии называли царем и великомучеником, или короля Иоанна Сербского, мощи которого были обретены и очень почитались, и даже известного на Руси из византийских святцев царя Иоанна Мавию, могла иметь место и просто путаница с именем или чином, поскольку эти святцы изобилуют многочисленными ошибками и указаниям памяти святых, о которых нигде более кроме этого списка не упоминается, о чем говорит архиепископ Сергий Спасский в своем «Полном месяцеслове Востока».
Также публицист Леонид Болотин запустил утверждение о том, что якобы канонизация Ивана Грозного готовилась до революции. Он утверждал это, ссылаясь на писателя Стрижова, который якобы во время работы в отделе рукописей Ленинской библиотеки с документами фондов Синода обнаружил там список лиц, подготовленных к канонизации, в котором было имя Ивана Грозного.
Однако, несмотря на многочисленные просьбы, ни Болотин, ни Стрижов, ни кто-либо еще из почитателей Грозного так и не подтвердил документально эту информацию.
Все, что нам приводят, это либо бездоказательные утверждения, очень похожие на фальсификации, либо безграмотные интерпретации фактов, вырванные из контекста. Как, например, это было в отношении изображений с нимбами.
Так что, если мы захотим верить в святость Ивана Грозного, то мы должны тогда признать, что церковь многократно ошибалась в церковных службах святых, многократно ошибалась в канонизации святых, пострадавших от рук Ивана Грозного, многократно ошибалась в лице своих святых, дававших негативные оценки Ивану Грозному.
Фактически нам придется отбросить предание церкви, все, что в нем противоречит идее святости и невинности Ивана Грозного. Но такой подход называется, прямо скажем, модернизм – отвергать церковное предание ради собственной идеи, противоречащей ему.
А может быть, это не церковь ошиблась, не святые ошиблись, а Константин Душенов ошибся, и те, кто ему поверил? Лично я доверяю преданию церкви, а не чьим-либо фантазиям.
Что касается того, что он был великий государственник и тому подобное, и из-за этого надо простить ему какие-то беззакония, грехи и так далее. Одно дело – прощение, другое дело – канонизация, то есть прославление в лике святых. Святостью там даже не пахнет.
Но самое главное – никакие исторические свершения, никакие исторические события, завоевания и так далее, не могут оправдать совершение греха против церкви, равно как и вообще греха против ближнего. Ибо, как сказано в Писании, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит.
Что касается оценок исторической деятельности Ивана Грозного, положительных или отрицательных оценок, то я об этом говорить не хочу, поскольку сейчас я рассматриваю вопрос канонизации.
Относительно его вклада в нашу историю есть тоже разные, скажем так, неоднозначные мнения. На мой взгляд, даже если бы это был самый идеальный правитель всех времен и народов, это бы не оправдывало всего того зла, что он совершил, не отменяло бы той оценки, которую церковь в своем предании дала этому человеку, и не оставляло бы никакой возможности для спекуляции насчет его святости, прославления и так далее.
Лично мое мнение, что это просто дьявольская издевка над верующими православными людьми – навязать им в качестве святого гонителя церкви и убийцу святых.
Давайте кратко пройдемся по тому, как Ивана Грозного называют памятники предания нашей церкви: «кровожадный зверь», «мучитель, облитый кровью христианской, который не узрит Царствия Небесного», «проливающий невинную кровь христианскую», «губящий людей и пьющий кровь христианскую», «склонившийся к безумию царь», «в исступлении гнева убивший доброго пастыря Корнилия», «пребывавший в ярости беззаконник», «бесчестно низложивший святителя Филиппа и подвергший его издевательствам и смерти», «предающийся кровопролитию и разврату, смеющийся над стонами невинных», «под воздействием больного воображения, совершающий ужасные казни, в том числе и собственноручно».
И вот дьявол берет именно такого исторического деятеля и говорит: «А теперь я сделаю так, что православные будут почитать его как святого».
Приведу в заключение слова святейшего патриарха Алексия II:
«В последнее время появилось довольно много, с позволения сказать, икон царя Иоанна Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей, причем прекрасно изданных. Им составляют молитвы, тропари, величания, акафисты и службы.
Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода”, канонизировать тиранов и авантюристов, приучить не очень осведомленных людей к их почитанию.
Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, то, чтобы быть последовательными, надо деканонизировать, например, митрополита Московского Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского.
Нельзя же поклоняться и убийцам, и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?»
Также читайте:
Текст составлен на основе видео с канала «Иерей Георгий Максимов»