Найти в Дзене

Как слепоглухой зодчий возвел в Москве «романский замок»

Оглавление

Много ли у вас шансов выстроить средневековый замок, если вы – малоимущий незаконнорожденный крепостной крестьянин-инвалид, родившийся в 1856 году в глухом селе в глухом уезде Екатеринославской губернии? Нет, речь не о помещичьем бастарде! И такие чудеса случаются.

Странный архитектор

Иван Кондратенко плохо слышал, но помещик, учивший на досуге детвору, разглядел в этом мальчике талант художника и инженера. Барин послал его в Москву в школу для глухонемых и много лет оплачивал его учебу. Вместе с Романом Клейном юноша окончил Училище живописи, ваяния и зодчества, потом – Академию художеств.

В молодости Иван Кондратенко серьезно повредил глаза: на стройке на него упало корыто с известью, поэтому полуглухой архитектор стал слепнуть. И все-таки талант оказался сильнее недуга: зодчий был плодовит, создал более пятидесяти зданий, заработал на свой собственный доходный дом, избирался в городскую думу… Когда Иван Гаврилович окончательно ослеп, он продолжал проектировать дома.

Но как?..

Потаповский переулок, №12 (дом Заварской). Фотография автора
Потаповский переулок, №12 (дом Заварской). Фотография автора

Кондратенко лепил глиняные модели! Мысленный взор и пространственное воображение никуда не делись. В товарищах, конечно, у него был другой, молодой архитектор Семен Дорошенко – тот уточнял детали. Этот творческий тандем создал пять крупных проектов.

Башни и машикули

Слепоглухой зодчий с товарищем создал не рядовой дом, а шедевр в необычном для нашего города стиле: Москва богата неоготическими зданиями, а много львы видели – неороманских?

Дом Заварской. Фотография автора
Дом Заварской. Фотография автора

Я, кажется, сравнил дом Заварской с замком? Однако он больше похож на романский собор, его западную стену с двумя башнями по сторонам и центральным порталом с многократно повторяющимися арками. В готических соборах эти своды станут стрельчатыми, легкими, в романских же они округлы, тяжелы.

А наверху, над башнями – бойницы-машикули: принадлежность крепости, а не собора. Две башни с эркерами вынесены вперед, а средняя часть дома – отступает, и фасад делается объемным, чрезвычайно динамичным. Становится понятно: дом не нарисовали, а вылепили!

Дом Заварской. Фотография автора
Дом Заварской. Фотография автора

Сюрпризы

«Как там внутри?», спросите вы. Если войти в портал, то бросятся в глаза сводчатые потолки, украшенные красными росписями. Когда дом строился, праздновали трехсотлетие дома Романовых, и интерьер подъезда у дома Заварской как будто списан с золоченых, душных, многосводчатых палат бояр. Жаль только, что подлинные росписи были утрачены при реконструкции дома в 1980-х.

Интерьер. Фотография Яны Ларионовой, cozymoscow.me
Интерьер. Фотография Яны Ларионовой, cozymoscow.me

Если же вновь приглядеться к фасаду, то станет понятно, что и здесь есть архитектурные цитаты, которые связывают дом как с допетровской Русью вообще, так и с палатами бояр Романовых на Варварке – в частности.

Палаты Романовых на Варварке. Фотография автора
Палаты Романовых на Варварке. Фотография автора

Надо иметь в виду, что у этого здания был прекрасный сосед, на которого приходилось равняться: церковь Успения на Покровке.

Церковь Успения на Покровке (разрушена в 1930-х). Фотография 1888-89 годов
Церковь Успения на Покровке (разрушена в 1930-х). Фотография 1888-89 годов

Дореволюционный «небоскреб» вышиной в семь этажей возведен в 1912-13 годах зодчими Иваном Кондратенко и Семеном Дорошенко для предпринимательницы Анастасии Заварской (дом ее мужа стоит рядом).

Детали (сравните с палатами Романовых). Фотография автора
Детали (сравните с палатами Романовых). Фотография автора

Правда, как только здание достроили, его пришлось продать. Новым домовладельцем в 1914 году стал Александр Троицкий, который (неожиданно!) был дьяконом Успенской церкви на углу с Покровкой. Соседний дом (№14) принадлежал псаломщику того же храма.