Необычная для нас страна, а значит, их литература способна удивлять. Среди японских детективов сейчас выделяют 2 больших направления: иямису и хонкаку. Но в конце статьи я назову еще один.
Хонкаку
"Настоящий детектив", созданный по всем канонам. Где есть преступник, сыщик и подсказки для читателя. Представляющий собой интеллектуальную игру, такой жанр обречен на успех) Основоположник хонкаку в Японии - Эдогава Рампо. Он вдохновлялся Эдгаром По и Конан Дойлом.
Японцы не могут, чтобы не привнести в книгу хоть немного ужаса) Поэтому, хоть жанр и считается классическим детективом, частенько в произведениях присутствуют элементы триллера, фольклора, легенд. Интерес к хонкаку в Японии волнообразен. Сегодня наблюдается повышенный спрос на такие книги, причем не только в Стране восходящего солнца, но и по всему миру.
Представитель: Содзи Симада "Токийский зодиак"
Странные убийства, произошедшие в 1936 году, уже 40 лет будоражат воображение жителей Токио. Нашелся детектив, который рискнул разгадать эту загадку. Читателей приглашают проверить свои силы в логике)
Иямису
Эмоциональным читателям детективы в стиле хонкаку кажутся суховатыми. Для них японцы придумали сюжеты, от которых кровь стынет в жилах. Обычно такие произведения характеризуют как "исследование темных глубин психики". В детективах-иямису частенько нет положительных героев, а после прочтения может остаться чувство отвращения.
Представитель: Канаэ Минато "Признания"
Учительница устраивает самосуд после того, как ее дочь обнаружили утонувшей в бассейне, т. к. уверена, что это дело рук школьников. Сами же "ребятишки" - те еще исчадия ада. Я бы назвала такую литературу триллером, а не детективом, но японцам виднее)
Социальные или "детективы-обманки"
Не знаю, как их назвать точнее. Но это такие книги, в которых в начале вроде есть какая-то загадка, но расследовать ее начинает далекий от правосудия человек, например, журналист, причем часто по просьбе какой-нибудь знакомой. В итоге автор будто забывает, что начал "детектив", увлекается социальными и личными проблемами героев и ударяется в философию, попутно рассказывая о текущей жизни.
Представитель: Кэйтирио Хирано "Незнакомец"
Круг тем: проблемы корейцев в Японии, отношение к жестокости и смертной казни, отцы и дети.
Минато "Виновен"
Писательницу называют "королевой иямису", но в этой книге ничего отвратного и особо мрачного нет. Я бы сказала, что она о том, где заканчивается ответственность за друзей и можно ли быть виноватым в несчастном случае, если к нему привели столь экзотические причины.
А. Юзуки "Масло"
Круг тем: отношение к еде, к своему телу, место женщины в обществе, карьера и трудоголики, как вести себя женщине с мужчинами.
Несмотря на то, что я интересуюсь литературой Японии, детективы-хонкаку пока не читала. Они мне кажутся слишком кровавыми, с неприятными подробностями и совсем не напоминают по описаниям классические детективы про Шерлока Холмса.
Иямису читала только один - "Признания", и мне хватило)
Получается, мне подходят только "обманки". В них не так много жестокости, зато много подробностей про жизнь обычных людей и затрагиваются интересные вопосы.
А вы читаете японские детективы? Может, знаете еще какие-то их подвиды?