Уже в обозримом будущем российская промышленность может приступить к массовой постройке Бе-200, что подарит новую жизнь уникальному «Альтаиру».
ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (ТАНТК), входящее в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), 1 октября 2024-го отпразднует своё девяностолетие. В связи с этим пресс-служба ОАК опубликовала интервью с директором дирекции гидроавиации ТАНТК Виталием Зданевичем. Особое внимание было уделено одному из наиболее известных изделий ТАНТК - многоцелевому самолёту-амфибии Бе-200 «Альтаир».
История «Альтаира» началась с создания в середине 1980-х годов его старшего брата - самого большого в мире реактивного самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос». Основной целью этой машины считалась охота за подводными лодками противника, но А-40 также мог заниматься поисково-спасательными работами, пассажирскими и грузовыми перевозками, тушением промышленных и лесных пожаров. Развитие «Альбатроса», имевшего в своём активе 148 мировых рекордов, прервалось с распадом СССР.
Однако в 1992 году было принято решение построить менее амбициозную машину, используя задел «Альбатроса» - самолёт Бе-200 «Альтаир». В отличие от «старшего брата», новый самолёт не был предназначен для роли охотника за подводными лодками. Он был оптимизирован для тушения пожаров, а также мог использоваться для проведения поисково-спасательных работ, доставки спецкоманд, перевозки грузов, несения санитарной службы, патрулирования 200-мильной экономической зоны, контроля экологической обстановки.
Бе-200 мог взлетать как с суши, так и с водной поверхности. Получив в «наследство» от грозного «Альбатроса» лётно-технические характеристики военного самолёта и соответствующую манёвренность, «Альтаир» всего за 12-14 секунд глиссирования был способен принять на борт до 12 тонн воды. Если очаг возгорания находился на расстоянии до 10 километров от водоёма, Бе-200 на одной заправке был способен сбросить на него до 300 тонн воды. При этом сброс воды мог осуществляться как залпом, так и отдельно из каждого бака. Кроме того, самолёт был оснащён оборудованием, которое позволяло выводить его к точке предыдущего сброса воды автоматически, что очень помогало при работе в условиях сильного задымления.
Лесные пожары в разгар лета стали во всём мире уже чем-то вроде ежегодной рутины. Периодически, в силу определённых факторов, крупные пожары превращаются в масштабные, становясь угрозой не только для лесных массивов, но и для человеческого жилья. Традиционной проблемой, усугубляющей борьбу с огнём в подобных случаях, выступает удалённость очагов пожаров от городской инфраструктуры. Выручает пожарная авиация. Крайне востребованными в таких случаях становятся пожарные модификации Ил-76. Но их использование не всегда целесообразно, да и цикл их заправки водой/огнегасящей жидкостью на аэродроме занимает довольно много времени.
Российский многоцелевой самолёт Бе-200 «Альтаир» стал более оптимальным вариантом крылатого «пожарного». Он меньше, чем Ил-76, экономичнее и способен осуществлять с поверхности моря или большой реки быстрый забор воды во время глиссирования, благодаря чему за расчётный час работы способен сбрасывать большее количество воды. В том числе благодаря этим качествам «Альтаир» уже успел стать настоящей звездой телерепортажей о борьбе с лесными пожарами. Причём не только в РФ, но и за рубежом. «Греческие журналисты, например, были настолько восхищены нашим самолётом, что прозвали его "Русский зверь"», - вспоминал Виталий Зданевич в марте 2024 года.
Но были на пути «Альтаира» и ухабы. Дело в том, что он создавался в логике советской авиастроительной индустрии, из-за чего был задействован двигателестроительный сектор, находившийся на Украине. После воссоединения Крыма с РФ и начала гражданской войны в Донбассе военно-техническое сотрудничество было разорвано. И возможность использовать двухконтурные турбореактивные Д-436ТП, выпускавшиеся предприятием «Мотор Сич» в Запорожье, исчезла. В рамках импортозамещения был рассмотрен вариант с заменой Д-436ТП российско-французским двигателем SaM146. Но и с этими «движками» не срослось.
Спасло ситуацию известие об отечественном авиадвигателе ПД-8, находящемся практически в финальной стадии разработки. Газогенератор двигателя - «сердце» ПД-8 - специалисты ОДК впервые показали на МАКС-2021. ПД-8 открывал новые перспективы для Sukhoi Superjet, а также дарил шанс на новую жизнь для Бе-200, который теперь получил возможность пойти в крупную серию. Тем более что летние месяцы 2021-2023 годов показали высокую востребованность этих машин. Дополнительным импульсом стал заключённый в 2021 году контракт - Министерство национальной обороны Алжира приняло решение приобрести у РФ четыре «Альтаира». И один Бе-200 Алжир уже получил. Стоит полагать, это далеко не конец истории «Русского зверя».
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#самолет #авиация #россия #история #геополитика #двигатель #технологии