Найти тему

3 способа, которые помогут сконцентрировать внимание на работе (ч. 1)

Оглавление

Кажется, что отвлекаться — это просто, но определить, что именно нас отвлекает, бывает непросто. Если поискать в интернете, можно найти мнение, что рассеянность — это «то, что мешает человеку полностью сосредоточиться на чём-то другом». Однако это «что-то» может быть чем угодно.

Чтобы разобраться в проблеме отвлечения и научиться избегать её, нам следует уточнить понятие. Мы говорим о факторах, которые мешают сосредоточиться на работе. Согласно книге Дэниела Гоулмана «Фокус: скрытая сила совершенства», существуют два типа отвлечения внимания:

  • Сенсорные отвлекающие факторы (внешние): шумные коллеги, телефонные звонки, музыка, уведомления на телефоне и т. д.
  • Эмоциональные отвлекающие факторы (внутренние): мысли и эмоции, которые мешают сосредоточиться, например, необходимость ответить на электронное письмо или беспокойство о скопившемся белье.

Однако для более глубокого понимания проблемы отвлечения на рабочем месте необходимо рассмотреть три основные области:

  1. Отвлекающие факторы окружающей среды: шум, коллеги, семья.
  2. Цифровые отвлекающие факторы: телефон, приложения, веб-сайты.
  3. Внутренние отвлекающие факторы: раздражение, вызванное необходимостью проверять электронную почту, общаться в социальных сетях или выполнять другие дела.

Чтобы улучшить концентрацию внимания и добиться больших результатов, вам следует обратить внимание на каждый из этих аспектов.

После того как вы отвлеклись, вам требуется в среднем 23 минуты и 15 секунд, чтобы вернуться к первоначальной задаче.

Самое сложное в разговоре о отвлекающих факторах — это то, что их может быть очень много. Отвлекающие факторы могут быть внутренними или внешними, привычными или неожиданными, раздражающими или доставляющими удовольствие. Чтобы разобраться во многих аспектах, связанных с отвлекающими факторами на рабочем месте и дома, нам нужно разобраться с каждым из них в отдельности. Давайте начнем с одного из худших: с вашей рабочей среды.

Способ 1: Избавьтесь от отвлекающих факторов в вашей рабочей среде (особенно когда вы работаете дома).

Рабочая обстановка оказывает значительное влияние на нашу способность концентрироваться и справляться с отвлекающими факторами. То место, где мы работаем, становится «невидимой рукой», управляющей нашим поведением в течение рабочего дня. К сожалению, многие из нас застревают в рутине, когда речь заходит о рабочей среде. Мы ходим в одно и то же место, сидим за одним и тем же столом, и нас раздражают одни и те же вещи.

Однако, как отмечает психолог Дэвид Нил, мы теряем контроль над собой, когда постоянно выполняем одни и те же действия в одинаковых условиях: «Люди, когда они часто совершают определённые действия — особенно в одной и той же обстановке, в одних и тех же физических условиях — передают управление своим поведением окружающей среде».

Исследования показывают, что изменить своё поведение проще, когда мы меняем окружающую обстановку. К счастью, есть несколько простых способов, которые помогут вам сразу же улучшить ситуацию.

Уберите беспорядок со своего рабочего места.

Есть известная цитата, приписываемая Альберту Эйнштейну, которая гласит:

“Если захламленный стол — признак загроможденного ума, то о чем же тогда говорит пустой стол?”

Хотя это забавная шутка в адрес фанатов аккуратности среди нас, современная наука доказала, что это утверждение неверно. По мнению нейробиологов из Принстона, физический беспорядок на рабочем месте привлекает внимание и снижает производительность, а также усиливает стресс.

Даже самые обычные предметы, такие как телефон, список задач, заметки и книги, могут сильно отвлекать. Одно исследование показало, что простое наличие телефона может значительно ухудшить вашу способность к концентрации.

Когда вы работаете дома, отсутствие специально отведённого места для работы может усугубить ситуацию. Вам придётся работать на диване или за кухонным столом, что затрудняет концентрацию и снижает эффективность.

Чтобы справиться с этой проблемой, следуйте этим советам:

  • Установите чёткие границы для себя. Ограничьте количество открытых вкладок браузера и незавершённых задач, чтобы избежать накопления беспорядка.
  • Проводите ежемесячную ревизию рабочего пространства. Убирайте физический и цифровой мусор, сортируйте и удаляйте ненужные файлы.
  • Добавьте личные вещи. Фотографии, сувениры или одежда помогут сделать рабочее место уютным и мотивирующим.

Создайте в своем окружении условия для “лени”.

-2

Устранение беспорядка поможет вам улучшить рабочую среду и повысить концентрацию. Однако сначала давайте разберёмся, как функционирует наш мозг.

Мозг склонен к лени и стремится экономить энергию, выбирая наиболее лёгкие способы решения задач. Чем проще получить доступ к отвлекающим факторам (социальным сетям, телефону или телевизору), тем сложнее от них отказаться. Вот почему вы часто заглядываете в Telegram при выполнении сложных заданий.

Однако, усложняя выполнение отвлекающих действий, вы снижаете вероятность их выполнения. Би Джей Фогг из Стэнфорда называет это «разработкой для лени».

Это может включать установку блокировщиков социальных сетей, чтобы не отвлекаться в течение дня. Или можно убрать телефон в другую комнату, чтобы уменьшить вероятность того, что вы им воспользуетесь.

Однако вы также можете упростить правильное поведение. Например, автор и иллюстратор Остин Клеон разделяет своё рабочее пространство на две зоны в зависимости от того, какую работу он хочет облегчить:

  • цифровая зона с компьютером и другими цифровыми инструментами — для ситуаций, когда нужно сосредоточиться на работе
  • аналоговая зона с художественными материалами, газетами и книгами — для ситуаций, когда нужно облегчить процесс творчества

Если вы работаете дома, подумайте о создании разных «зон» для разных видов деятельности. Например, у вас может быть письменный стол для выполнения сложных задач и свободное пространство в гостиной для общения с семьёй.

Выбирайте правильную музыку (или вообще не включайте ее) для выполнения нужной задачи.

Шум — один из главных отвлекающих факторов в рабочей обстановке. Исследования показывают, что большинство людей считают нежелательный шум и отсутствие звуковой приватности самыми раздражающими аспектами своей рабочей среды.

Если у вас нет личного кабинета (и хороших соседей), скорее всего, вы будете сталкиваться с посторонними шумами в течение рабочего дня. Хотя тишина считается лучшим способом сосредоточиться, музыка тоже может помочь справиться с отвлекающими факторами.

По мнению Дэниела Левитина, автора книги «Твой мозг сосредоточен на музыке» (This Is Your Brain on Music), существуют определённые правила использования музыки для улучшения концентрации внимания:

  • Увлекательная музыка вредна для концентрации внимания. Выбирайте классические или “холодные” саундтреки.
  • Не слушайте песни с текстами. Песни со словами — это звуковая версия многозадачности.
  • Включите свои любимые треки на повтор, чтобы войти в состояние потока
  • Если вам нужна полная тишина, приобретите наушники с шумоподавлением

Оптимизируйте свое рабочее место таким образом, чтобы на нем было больше света, природы и воздуха.

В итоге, несмотря на то, что работа в помещении без окон может показаться менее отвлекающей, исследования доказывают обратное.

Оказалось, что естественное освещение, свежий воздух и природные элементы, например, растения или вид на природу, уменьшают умственное напряжение и способствуют более длительной концентрации. Поэтому дома рекомендуется разместить рабочий стол возле окна, чтобы наслаждаться светом и свежим воздухом. Даже если у вас нет возможности поставить туда растения, можно использовать искусственные заменители, которые также положительно влияют на настроение и продуктивность.

Продолжение статьи читайте во второй части.

#Продуктивность #Работа #Офис #Дом #Сосредоточение