Найти тему

Повседневная посуда династии Юсуповых. Обзор выставки в музее "Архангельское"

Оглавление

Княжеский род Юсуповых был богатейшим в России. После эмиграции они оставили в России огромные дворцы и ценные произведения искусства, в том числе, коллекцию изысканного фарфора для светских обедов и торжественных приемов. Однако интерес представляет не только сверкающий парадный фарфор, но и посуда, которую аристократическая семья выбирала для себя в повседневной жизни. В этой статье я расскажу о выставке "Вседневный фарфор", которая проходит в музее-заповеднике "Архангельское" - бывшем родовом имении Юсуповых.

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю музеи и выставки в Москве и в Петербурге, бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!

В Москве есть несколько музеев с обширной коллекцией дореволюционного фарфора. Одно из таких из уникальных мест - музей-заповедник "Архангельское", который находится в Московской области, в Красногорске. Из Москвы вы сможете добраться туда на общественном транспорте от м. Тушинская примерно за 30 минут.

Музей-заповедник "Архангельское". Фото автора
Музей-заповедник "Архангельское". Фото автора

"Фарфоровая затея" князя Н.Б. Юсупова

В 1810 году усадьбу Архангельское приобрёл князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831), влиятельный государственный деятель и дипломат. Он обладал прекрасным вкусом и страстью к коллекционированию предметов искусства и фарфора. В музее хранятся принадлежавшие князю Н.Б. Юсупову бесценные сервизы Севрской, Мейсенской, Делфтской, Венской фабрик, малых парижских мануфактур, а также китайский, японский и отечественный фарфор.

Князь Юсупов с 1792 года руководил Императорским фарфоровым и стеклянным заводами. За десять лет своей деятельности на предприятиях он внес значительный вклад в развитие фарфорового производства в России.

Друзья, ваши лайки и подписки помогают каналу развиваться. без них автор может писать статьи, но их никто не увидит, потому что без лайков Дзен "считывает" материал неинтересным для читателей и перестает его показывать. Те, кто читает и смотрит видео, но не ставит лайк, может загубить канал, как ни грустно. Так работает интернет, поэтому все блогеры просят вас поставить лайк, оставить комментарий и подписаться.

Чтобы посмотреть виды усадьбы "Архангельское", листайте фото.

В 1818 году князь Н.Б. Юсупов покинул государственную службу и на территории своего поместья организовал живописную мастерскую по росписи фарфора. Позднее в имении был открыт небольшой завод. Предприятие просуществовало 13 лет, но за этот период художники "фарфорового заведения" Юсупова создали изумительные работы.

Выставки фарфора в музее-заповеднике "Архангельское"

В "Архангельском" выставки фарфора проводятся в павильоне "Каприз" - именно там раньше была мастерская по росписи фарфора, а сейчас это небольшой дворец с несколькими выставочными помещениями. Первый зал посвящен произведениям, созданным художниками живописного заведения Юсупова. Это постоянная выставка фарфора.

В настоящий момент в павильоне организованы две временные выставки: экспозиция посуды с цветочной росписью "Одушевить нежными цветами" и выставка "Вседневный фарфор".

Выставка "Вседневный фарфор" демонстрирует 300 экспонатов из фарфора и фаянса, которые члены семьи Юсуповых использовали в своем ежедневном обиходе.

Мое видео по выставке "Вседневный фарфор" можно посмотреть на Дзене здесь.

"Архангельская ферма"

Один из экспонатов выставки - серия посуды из фаянса от французской фабрики "Эдме Самсон и К". Фирма была известна тем, что подняла копирование модных марок фарфора и фаянса на уровень высшего пилотажа. Обладая незаурядной коллекцией фарфоровых образцов со всего мира, производство выполняло заказы на изготовление репродукций в стиле Мейсена, Севра, испано-мавританской керамики, фаянса Бернара Палисси, итальянской майолики и др. По заказу семьи Юсуповых фирма "Эдме Самсон и К" изготовила комплекты посуды с сине-белой росписью, имитирующей делфтский фаянс. Листайте фото.

Князь Н.Б. Юсупов-младший сначала приобрел несколько предметов в парижском магазине, а позже заказал сервиз с надписью "Архангельская ферма".

Предметы из сервиза с надписью "Архангельская ферма": ваза для тюльпанов, подсвечник, фигура "Корова лежащая". Франция, Париж, фабрика "Э. Самсон и К", вторая половина XIX в. Фото автора
Предметы из сервиза с надписью "Архангельская ферма": ваза для тюльпанов, подсвечник, фигура "Корова лежащая". Франция, Париж, фабрика "Э. Самсон и К", вторая половина XIX в. Фото автора

Английский фаянс

Начиная с правления Екатерины Великой, в России вошел в моду английский фарфор. Графство Стаффордшир - крупнейший керамический центр Великобритании. Продукция из Англии предназначалась для высших и средних слоев общества, орнаменты часто заимствовались у фарфоровых изделий Китая и Японии. На российский рынок посуду поставляли такие компании, как Джозайа Веджвуд, Чарльз Мейсон, фирма "Браун-Вэстед, Мур и К" и другие.

Английский набор из фаянса, представленный на выставке - сервиз с восточным пейзажем. Он был приобретен княгиней З. Н. Юсуповой в торговом доме в Воронеже в 1841 году. Листайте фото.

Немецкий фарфор

Мейсенский фарфор появился в России, начиная с 1730-х годов. Качество и красота немецкого фарфора покорили аристократов-эстетов Юсуповых. Для своих домов его приобретали князья Борис Григорьевич Юсупов, его внук Борис Николаевич с супругой Зинаидой Ивановной, правнук Николай Борисович Юсупов-младший.

На выставке представлены комплекты посуды второй половины XVIII - первой половины XIX в., выполненные на Мейсенской мануфактуре.

На фото - предмет, состоящий из чашки и подноса, называемый по-французски тремблез ( от фр. "trembler" - дрожать). Высокие ажурные бортики позволяли переносить горячие напитки, не расплескав их.
На фото - предмет, состоящий из чашки и подноса, называемый по-французски тремблез ( от фр. "trembler" - дрожать). Высокие ажурные бортики позволяли переносить горячие напитки, не расплескав их.

На следующем фото - "чашка аппетитная с крышкой и блюдцем", Мейсенская фарфоровая мануфактура, вторая половина XVIII в. Листайте фото.

В кладовых Большого дома усадьбы хранилось большое количество посуды Мейсенской мануфактуры в стиле второго рококо. Посудой пользовались при жизни Николая Борисовича-младшего и при его дочери Зинаиде Николаевне Юсуповой. Сохранились фотографии семейства с накрытым столом, сервированным мейсенскими сервизами. Листайте фото.

Умывальные приборы

Любопытными экспонатами выставки являются приборы санитарного назначения: умывальные кувшины, туалетные наборы, биде. Семья Юсуповых пользовалась предметами, выпущенными на известном английском производстве "Браун-Вестед, Мур и Компания". Также в княжеском собрании сохранились кувшины и таз, выполненные в русских мастерских по европейским образцам с маскаронами на сливе и ручкой в виде фигурки ящерицы. Листайте фото.

Керамика для украшения дома

Для украшения интерьеров часто использовались кашпо - декоративные сосуды для горшечных растений. Кашпо - с французского переводится буквально - "спрятать горшок".

На выставке экспонируются изделия лучших дореволюционных фаянсовых заводов. Два кашпо с поддонами от завода С. Я. Поскочина выполнены в английском стиле и украшены рельефной виноградной лозой. Кашпо в виде фигуры лебедя изготовлено на рубеже XIX-XX века Товариществом М.С. Кузнецова в Твери ( бывшем заводе А.Я. Ауэрбаха). Листайте фото.

Мою статью о фаянсовом заводе С. Я. Поскочина можно прочитать здесь

Мою статью про завод Ауэрбаха и Товарищества Кузнецовых можно найти здесь.

С XVIII века для ароматизации помещений использовались вазы-попурри ( или ароматницы). Восьмигранные вазы с отверстиями были предназначены для выращивания луковичных растений - тюльпанов, нарциссов, гиацинтов. Были подобные вазы и в собрании княжеской семьи.

Русский фаянс

Если присмотреться к столовым сервизам, то можно проследить стремление княжеской семьи к простому декору. Из наборов посуды собственного завода Юсуповых экспонируется очаровательный комплект "с колокольчиками". Листайте фото.

В 1724 году в Москве Афанасий Гребенщиков открыл первое керамическое производство в России. Сервиз фабрики А.К. Гребенщикова был приобретен членами семьи Юсуповых во второй половине XVIII в. Стол сервировали вместе с голландским фаянсом и восточным фарфором.

Коллекция восточного фарфора собиралась несколькими поколениями княжеского семейства. Дальневосточная посуда широко бытовала у Юсуповых. В собрании представлены китайский и японский фарфор XVIII - XIX века: вазы, тазы для льда, блюда, многочисленные наборы тарелок.

В завершение полюбуемся на скульптурную группу для камина "Амур-точильщик" и подсвечники в виде амура с рогом изобилия. Производитель - Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, вторая половина XIX века.

Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, вторая половина XIX века. Фото автора
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, вторая половина XIX века. Фото автора

Большая часть изделий фарфора живописной мастерской Юсупова сосредоточена в московских музеях «Архангельское» и «Кусково», также в ГМЗ «Павловск» (Ленинградская обл.). Тарелки из серии "Розы" выставляются в «Архангельском» и в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Благодарю за внимание!

Выставка: «Вседневный фарфор из собрания князей Юсуповых».

Даты: 14.11.2023—16.02.2025

Место: музей-заповедник "Архангельское", Московская область, Красногорский район, павильон "Каприз».

Стоимость билета: 300 р. взрослый. Для посещения дворца "Каприз" необходимо приобретать билет в Парк за 150 рублей.

Подробнее о выставке на сайте музея

Схема проезда здесь

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel