Полагаю, уважаемые друзья, вы знакомы с именем М.Е. Салтыкова-Щедрина? В 1860 году писатель, который был вице-губернатором Тверской губернии, заехал в провинциальный город Корчева и описал его в весьма унылых красках. В книге "Современная идиллия" он отметил, что Корчева не представляет никакого интереса для промышленников и предпринимателей.
Однако писатель ошибся: для керамической промышленности России городишко Корчева и Тверская губерния оказались очень перспективным местом. Изделия тверских фабрик хранятся в музеях, они выделяются среди других заводов Российской империи и заслуживают отдельной статьи!
Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки и музеи в Москве ( и не только), бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
В XIX веке на территории Тверской губернии числилось несколько керамических производств: фабрика Ауэрбаха (позже - Товарищества М.С. Кузнецова), фабрика Широбокова, мануфактура Гужева, впоследствии Масленникова. Наиболее известным для исследователей и коллекционеров является завод Ауэрбаха. С него и начнем.
Завод Ауэрбаха
С 1800 года в России действовал запрет на импорт фарфора, то есть, были созданы выгодные коммерческие условия для производителей керамики. В 1810 году прусский аптекарь Ф.Х. Бриннер выкупил в Корчевском уезде участок земли и основал предприятие, но побоялся финансовых трудностей и продал его А. Я. Ауэрбаху. Корчевский уезд в настоящее время - Конаковский район Тверской области.
Андрей Яковлевич Ауэрбах упорным трудом смог добиться известности своей фамилии и заслуженного признания завода. Он модернизировал предприятие, поставил современную паровую машину (первую в Тверской губернии), улучшил качество выпускаемой продукции, а в 1829 году перевез все производственные мощности в село Кузнецово ( совпадение названия с фамилией Кузнецовых - чистая случайность).
В том же, 1829 году, фабрика Ауэрбаха завоевала серебряную медаль на Первой публичной выставке русских изделий в Санкт-Петербурге. Серебро было большим достижением, учитывая, что принимали участие 326 фабрикантов!
Позже продукция Ауэрбаха награждалась золотыми медалями, фабрикант получил право клеймить изделия гербом с двуглавым орлом; ему было пожаловано дворянское звание. Завод Ауэрбаха в 1820-х гг. выполнил несколько сервизов для императорских дворцов в Павловске, Твери и Придворной Конторы.
"Рейдерство" магнатов Кузнецовых
В 1810 году одновременно с Ауэрбахом в Ново-Харитоново Гжельской волости фаянсовое предприятие основал крестьянин Яков Васильевич Кузнецов. Кто бы мог подумать, что из небольшого гжельского завода родится фарфоровая империя Кузнецовых?
В 1832 г. Кузнецовы заложили фарфоровое предприятие в местечке Дулево; в 1840 г. взяли в аренду с выкупом завод А.Г. Сафронова в с. Коротково, в 1891 г. захватили детище самого Франца Гарднера.
Завод Ауэрбаха получил свою последнюю медаль в 1870-м и далее его ждало присоединение к фарфоровому бизнесу Кузнецовых. Наследники Ауэрбаха после его смерти продали завод Матвею Сидоровичу Кузнецову.
К чести фабрикантов Кузнецовых, они старались сохранить наработки, формы и уникальность каждого из поглощенных ими производств. Некоторое время сохраняли даже клеймо, например, еще 5-7 лет на продукции ставили клеймо «быв. Ауэрбахъ» ( или клеймо Гарднера). После приобретения Кузнецовыми фарфоровое предприятие обычно процветало и развивалось.
Предприимчивые Кузнецовы выгодно использовали природные особенности Тверской губернии. Здешняя местность была богата глинами и торфяными болотами, что позволило перейти на новой вид топлива (торф) и удешевить производство раньше конкурентов.
Фаянс Широбокова из с. Городище Тверской губернии
Менее известной мануфактурой, по сравнению с Ауэрбахом, была фабрика Широбокова (1844-1854 гг.). Она производила фаянсовые изделия в селе Городище Вышневолоцкого уезда. Компаньонами Широбокова были господа Дипедри и Борисов.
На фабрике Широбокова выпускали чайные пары и декоративные тарелки, сервизы и вазы из бланжевого, белого или мраморного фаянса, иногда с ручной росписью и позолотой. В музеях сохранились тарелки с печатным рисунком и росписью с видами Петербурга по гравюрам С.Ф. Щедрина (в английском стиле).
Развитие майоликового производства в России
Майолика - вид керамики с очень пористым черепком, окрашенным и покрытым глухими глазурями. Черепки майолики сначала покрываются поливом и только потом расписываются и обжигаются. Изделия из майолики рельефны, отличаются округлыми и «мягкими» формами; глазурь придает материалу блеск; майолика расписывается яркими и контрастными цветами.
В 1880-90 годы майолика стала невероятно популярным материалом в России. Центром по изготовлению майоликовых изделий был завод «Абрамцево» Саввы Мамонтова, на котором творили выдающиеся художники и скульпторы: Врубель, Головин, Матвеев, Андреев, Ефимов.
Тверские мануфактуры XIX века тоже начали производить майолику и добились впечатляющих результатов!
Завод Н.А. Гужева в деревне Чернятка
В Вышневолоцком уезде в деревне Чернятка (1860-1879 гг.) был известен завод Н.А. Гужева, изделия которого «отличались выдающимися в художественном отношении качествами».
Завод Гужева выпускал предметы из красной глины. Пользовались спросом кухонная посуда, садовые горшки, вазочки и малая пластика. Лепщиком был талантливый скульптор-самоучка крестьянского происхождения Н. В. Анненский. Несколько фигурок завода Гужева приобрел известный коллекционер А.В. Морозов (сейчас они хранятся в Музее керамики "Кусково").
Для иллюстрации посмотрим примеры из собрания московского Исторического музея.
Завод С. И. Масленникова
В 1879 г. завод приобрел Семен Иванович Масленников, при котором с 1880 г. стали выпускать великолепную майолику. С. И. Масленников набирал мастеров и сам проводил обучение керамическому искусству. При заводе была создана школа, учениками которой были 40 человек.
В 1882 г. в Москве завод принял участие во Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке. В обзорах отмечалось: «Произведения Масленникова по прочности массы, блеску поливы и свежести красок являются богатым приобретением для русского искусства».
Завод С. Масленникова оформлял часовни, наиболее известная работа – Плевненская часовня в Москве (1887). Также на заказ была выполнена керамика для часовни на ул. Никольской в Москве. С клеймом "С. Масленников" чаще всего встречаются кружки на коронацию императора Александра III и керамические «хлебосольные» блюда.
В 1889 г. завод Масленникова исчез в пожаре.
А как обстоят дела у Кузнецовых в селе Кузнецово?
Тверская фабрика в селе Кузнецово (бывшая Ауэрбаха) начала выпуск майоликовых изделий с 1885 г. и заняла на этом поприще особую нишу.
Большое собрание изделий тверской фабрики XIX-XX вв. можно увидеть в Музее им. В. Орлова ( г. Ярославль), как в постоянной экспозиции, так и на выставке "Стремление к изяществу". Мое короткое видео с выставки смотрите здесь.
Талантливые художники села Кузнецово создавали майолику, садовую скульптуру, вазы, курильницы, пепельницы и спичечницы, садовые и цветочные горшки, даже ванны и унитазы. В музеях сохранились изумительные образцы архитектурной керамики: изразцы для печей и каминов, киоты и иконостасы.
С. И. Масленников перешел на предприятие М.С. Кузнецова, где он работал до 1896 г. По рисункам С.И. Масленникова созданы часть изразцов дома Игумнова и дома Щукина на Малой Грузинской, дом 15.
Мой рассказ начался с города Корчева Тверской губернии, им и завершится
В 1929 году село Кузнецово переименовывают в Конаково. В 1937 году город Корчева был затоплен при строительстве плотин для ГЭС и создании искусственного водохранилища. Сейчас на карте вы его не найдете. Население городка переселили в Конаково.
После 1937 года бывшая фабрика Ауэрбаха/Кузнецовых приобрела название «Конаковский фаянсовый завод имени М. Калинина». Завод работал, выпускал посуду для советского населения, получал награды в 1950-х годах на международных выставках. К сожалению, в 2005 году производство с 200-летней историей закрылось. Тверской фаянс и майолику XIX-XX веков приобретают музеи и частные собиратели, пополняя коллекции интереснейшими образцами декоративного искусства.
В статье использованы фото автора из Музея им. Орлова, г. Ярославль, а также фотографии из онлайн-коллекции Исторического музея Москвы (ГИМ).
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups
Инстаграм @porcelainandtravel
#историяфарфора #фаянс #антиквариат #старинныйфарфор #коллекционирование #музеиярославля #майолика #музеимосквы