Каким должно быть настоящее искусство? Надлежит ли ему стремиться к идеалам эстетики, или созидать нечто великое, или предлагать ответы на важнейшие вопросы? Вряд ли существует единый универсальный ответ. На мой взгляд, в первую очередь искусство должно вызывать в зрителе эмоциональный отклик — вдохновлять, будить воображение, трогать «струны души». Картина Фредерика Базиля «Вид на деревню», возможно не самое прекрасное или глубокое произведение живописи, но она дарит восхитительное ощущение светлого и радостного летнего дня...
Жан Фредерик Базиль (1841 — 1870) — французский художник, один из основателей импрессионизма. Родился в Монпелье, крупном старинном городе на юге Франции. Его отец был виноделом, принадлежал к состоятельной буржуазии и мог обеспечить сыну хорошее образование. Посещая местный художественный музей, юный Базиль под влиянием картин Гюстава Курбе и Эжена Делакруа, увлекся живописью. Ее основы Фредерик постигал в мастерской Шарля Глейра, учениками которого были Клод Моне, Огюст Тульмуш, Ренуар и другие известные художники.
Сегодня известно около 80 картин написанных Фредериком Базилем, хотя есть основания полагать, что их было намного больше. Его творческий репертуар необычайно широк: пейзажи, портреты, анималистика, жанровая сцена, натюрморт, архитектурный жанр, религиозная живопись… При этом явное предпочтение художник отдавал изображению человеческой фигуры на фоне пленэрного пейзажа.
Пленэрная живопись предполагает написание картины не в мастерской, а «en plein air» – «на открытом воздухе», на природе. Такой способ работы при естественном освещении позволяет запечатлеть все богатство цвета, обусловленного отражением солнечных лучей и их рассеиванием в атмосфере. При этом акцент смещается с формы предметов на свет и воздух, что особенно характерно для импрессионизма.
Одна из подобных картин была написана Базилем в 1868 году, когда ему было 27 лет. В этот период он сосредоточился на написании «портретов на солнце», над которыми трудился в семейном имении возле Монпелье и в его окрестностях. Результатом стал ряд портретов, один из которых известен как «Вид на деревню» — вертикальное полотно изображающее девушку на фоне деревенского пейзажа.
Героиня картины показана сидящей под молодой сосной, на покрытом травой пригорке. У нее выразительные темные глаза, нежные черты лица и гладкие черные волосы, зачесанные назад и стянутые карминово-розовой лентой. В ухо вдета простая круглая серьга — единственное украшение. Узкий черный шарфик, повязанный на шею, гармонично сочетается с цветом глаз и волос. Юная красавица одета в легкое муслиновое платье: миндального цвета в розовую полоску, с оборками на вороте и плечах, перетянутое в талии широким и длинным ярко-алым поясом. В сложенных на коленях руках она держит маленький букет розовых цветов..
Место, где отдыхает девушка, укрывает прохладная тень, но панорама позади нее залита светом яркого летнего солнца. Ствол и ветви сосны, а также верхушки растущих ниже по слону деревьев и кустов образуют своеобразную раму, обрамляющую пасторальный пейзаж (прием барбизонской школы!). Мы видим ленивый водный поток с зелеными берегами. Чуть дальше раскинулся сонный городок, чьи улочки с белостенными домами под красной черепицей уходят вдаль к синему безоблачному небу.
Чудесный вид, однако не стоит забывать, что это не только (и не столько) пейзаж, но еще и портрет! А в портретном жанре важна личность изображенного человека. Так кто же эта таинственная незнакомка? На этот счет есть несколько мнений. По одной из версий художник изобразил дочь фермера из родительского поместья. Тот был итальянцем и черты девушки с картины этому не противоречат.
По другой гипотезе моделью была кузина живописца — Тереза де Хор. Их семьи каждое лето проводили в имениях, где Базиль делал свои пленэрные зарисовки. Тереза также изображена на другой, более ранней, работе художника — картине «Розовое платье». В каком-то смысле это парные полотна: и тут и там изображена сидящая девушка на фоне деревенского пейзажа, но что интересно, на одной картине она отвернувшись глядит вдаль, а на другой смотрит прямо на зрителя.
Таким образом, невозможно с полной уверенностью установить личность девушки. Зато нам доподлинно известно место создания картины — семейная усадьба Мерик. Пейзаж на ней изображает вид на Кастельно-ле-Лез — городок, расположенный на окраине Монпелье (родного города художника), подле реки Лез и леса Бель-Эйр (которые мы и видим на заднем плане).
Картина «Вид на деревню» производит чудесное впечатление тихого и солнечного летнего дня. В ней, говоря словами художницы Берты Моризо, «много света и солнца». И, как отметил, живописец Захария Аструк, она наделена «особым впечатлением от пленэра». Базилю, в самом деле, удалось гармонично совместить портрет и пейзаж, сумев при этом тонко передать особенности света и воздуха.
И хотя «Вид на деревню» Фредерика Базиля по-прежнему несет на себе отпечаток академизма, его уже можно смело назвать шедевром раннего импрессионизма — о чем говорит не только игра света и тени, блики и контрастный цвет, но также техника живописи: не гладкое письмо, а наложение мазков. И, как бы там ни было, это просто красиво!
|Справка| Полное название картины – «Вид на деревню» (La Vue de village). Автор – Жан Фредерик Базиль (Jean Frédéric Bazille). Жанр – портрет, пейзаж. Стиль – импрессионизм, академизм. Дата – 1868 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 138 x 86 см.