Любовь — одна из вечных тем в искусстве. Не обошла ее стороной и живопись: от античных фресок до экспериментов постмодернизма, от средневековых гравюр до полотен прерафаэлитов, всё воспевает великое и прекрасное чувство. При этом у каждого художника свой подход к воплощению на холсте проявлений любви. Например, для Огюста Тульмуша это изысканные куртуазные сцены, наподобие его «Любовного письма».
Огюст Тульмуш (1829 — 1890) — французский художник, известный жанровой живописью с дамами парижского света. Он родился в Нанте, городе стоящем на самой длинной реке Франции — Луаре. Его отцом был зажиточный брокер Эмиль Тульмуш, а матерью — Роуз Софи Мерсье. В юности Огюст изучал рисунок, живопись и скульптуру у местных мастеров. Затем он переехал в Париж, где его учителем стал Шарль Глейр — известный швейцарский художник и педагог. Не иначе как под влиянием наставника, работавшего преимущественно в историческом жанре, Огюст начал свой профессиональный путь с портретов и исторических полотен.
Однако, известность и достаток пришли к нему лишь после того, как он сменил направление художественной деятельности и стал писать картины изображающие роскошную жизнь аристократов и высшей буржуазии. Слава Тульмуша на этом поприще была столь велика, что заказчики заранее записывались на прием в его мастерскую. Добавив сюда одобрение критиков и престижные награды на выставках, вы получите портрет успешного молодого художника.
Интересно, что жена живописца, Мари Лекадр, приходилась родственницей знаменитому Клоду Моне. И именно Огюст Тульмуш направил юного Моне учиться к своему наставнику Шарлю Глейру, в мастерской которого будущий основатель импрессионизма познакомился со своими единомышленниками: Огюстом Ренуаром, Фредериком Базилем и другими.
Одна из картин, сделавших Огюста знаменитым, называется «Любовное письмо». Оправдывая свое название, написанное в 1863 году полотно изображает очаровательную сцену. Мы видим элегантную девушку с радостью читающую любовное послание. Ее иссиня-черные волосы уложены в аккуратную прическу, скрепленную бантом. На ней белоснежная блузка, поверх которой надет кораллового цвета бархатный болеро — короткий, открытый спереди жакет с рукавами. Черный пояс с металлической декоративной пряжкой поддерживает длинную, доходящую до пола, юбку из серой искрящейся ткани. Девушка опирается одной ногой на мягкую подставку и мы можем видим носок ее домашней туфли — синей, с золотистой вышивкой. Неподалеку лежит вскрытый в спешке конверт.
Без сомнения, миловидная девушка читающая любовное письмо является центром композиции. Но и служащий фоном интерьер достоин внимания. Все убранство говорит об элегантности и достатке: от позолоченного подсвечника возле дорогого зеркала над камином до персидского ковра на полу. Занавески, чехол на кресле, накидка на каминной полке, рама зеркала — все сделано из одинаковой ткани, придавая обстановке единство стиля. Со вкусом составленная цветочная композиция в прямоугольной фарфоровой вазе добавляет сцене очарования.
Вся эта картина является как бы квинтэссенцией авторского стиля Огюста Тульмуша. На протяжении большей части жизни он оттачивал мастерство, стремясь изобразить действительность красивее, чем она есть. В его произведениях вы не увидите шокирующих, волнующих или острых сюжетов, лишь только изящные, приятные и красивые образы. Особенно ему удавались портреты юных девушек и кокетливых светских дам, которые писатель Эмиль Золя называл «прелестными куклами».
Картина «Любовное письмо» Огюста Тульмуша летом 2012 года была продана с крупнейшего аукциона «Сотбис» (Sotheby's) за 10 тыс. евро (примерно 1 млн. руб.).
Долгие годы Огюст Тульмуш оставался популярным художником, а репродукции его картин разошлись по всему миру в виде фотографий, литографий и гравюр. Однако со временем вкусы публики изменились, в тренде оказался импрессионизм и творчество Огюста вышло из моды. Но значит мимолетная мода по сравнению с вечным искусством?
|Справка| Полное название – «Любовное письмо» (La lettre d'amour / The Love Letter). Автор – Огюст Тульмуш (Auguste Toulmouche). Жанр – жанровая сцена. Стиль – академизм. Дата – 1863 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 61 x 51 см.