Пейзаж – один из старейших жанров живописи, сформировавшийся еще в V веке в Древнем Китае, и уходящий корнями в Античность, а то и каменный век. Прекрасные виды первозданной природы с давних пор вдохновляли художников. Полюбуемся и мы с вами на чудесный зимний пейзаж – картину «Сорока» Клода Моне.
Клод Моне – французский живописец, один из самых известных художников в истории. Его кисти принадлежат сотни картин, стоимость которых в настоящее время достигает десятков миллионов долларов. Он считается одним из основателей импрессионизма – течения в искусстве стремящегося с помощью красок зафиксировать впечатления, запечатлеть максимально естественный образ подвижного мира, показать красоту реальности.
Еще до того как импрессионизм получил свое название, в конце 1860-х годов Клод Моне загорелся желанием запечатлеть на холсте чувства, которые в его душе вызывали мимолетные состояния изменчивой природы. Пока другие художники создавали пышные картины с утопающими в снегах лесами и сценами охоты, Моне предпочел изобразить более простой пейзаж.
На картине «Сорока» мы видим зимний пейзаж, показанный из точки на уровне глаз наблюдателя. Изображение такое светлое, что кажется полупрозрачным, сотканным из невесомого снега и солнечных бликов. Заснеженная изгородь, и деревья, и дома – все так обыденно. Как и сорока, севшая на перекладину калитки, подобно первой ноте начертанной на нотном стане задумавшимся музыкантом. В этой простоте и незамысловатости есть свое изящество. Так художник показывает нам красоту повседневности.
Картина рисовалась в сельской местности, недалеко от коммуны Этрета. Городок славится своими живописными прибрежными скалами, которые не единожды рисовал как сам Моне, так и другие живописцы.
Пейзаж написан масляными красками. Снег – всех оттенков белого, тени голубоватые, крыши серые, небо кремовое, солнечный свет пронизан лиловым и охрой. Художник использовал неяркие и, одновременно, как будто сверкающие тона, воссоздающие свет ясного зимнего дня. Само солнце скрыто за облаками, но сияющий снег отражает его лучи, особенно ярко в центральной части сюжета – возле сороки.
В композиционном смысле на картине можно выделить три плана. Передний план представлен заснеженным полем, простирающимся до плетня с сорокой. Средний план составляют деревья и дома. Наконец, задний план с дальними деревьями и небом утопает в дымке воздушной перспективы.
Кроме того, хорошо заметны многочисленные силовые линии композиции. Горизонтальные представлены кромкой ограды и перекладинами калитки, крышами домов и слоями облаков. Вертикальные – это жерди забора и стволы деревьев.
Как отмечал критик Феликс Фенеон, публика была «поражена созерцанием этой неброской картины», разительно отличавшейся от привычных пейзажей с их «ужасным изобразительным соусом». Видимо именно эта нетипичная обыкновенность полотна и стала причиной отказа принять его на выставку Парижского салона в 1869 году.
Картина Клода Моне с незамысловатым названием «Сорока» самая крупная из примерно 140 созданных им снежных пейзажей. Написанная в свежей для его времени манере, она и по сей день вызывает в сердцах зрителей радость от созерцания простого, но как будто сотканного из искрящегося снега и света, зимнего пейзажа.
|Справка| Полное название картины – «Сорока» (La Pie). Автор– Оскар Клод Моне(Oscar-Claude Monet). Жанр – пейзаж. Стиль – импрессионизм. Дата создания – 1868-1869 гг. Материалы: масляные краски, холст. Размеры: 89 x 130 см.
Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!