Найти в Дзене
От Питера до…

Старообрядческие церкви Великого Новгорода

Где: Великий Новгород Как добраться: до Новгорода - любым удобным способом, далее - тоже любым удобным способом, но лучше - пешком, ибо Новгород слишком хорош, чтобы передвигаться по нему как-либо иначе. История и культура старообрядчества - очень глубокая и интересная тема. Если человек непосвященный начнет погружаться в нее хотя бы путем просмотра документальных фильмов, он сразу узнает множество удивительных вещей от основополагающих, определяющих жизнь общины в целом, до бытовых. Например: уклад современной старообрядческой общины не слишком изменился за последние 400 (!!!) лет; старообрядческие семьи почти всегда зажиточны или даже богаты (тут же вспоминаются меценаты конца XIX - начала ХХ века, а также Выгорецкая община, о которой я писала здесь); богатство староверов приобретается не благодаря хитрости или изворотливости, но благодаря упорному труду с самых юных лет; даже в современных старообрядческих семьях много детей; старообрядцы свободолюбивы и не страшатся перемен (наве

Где: Великий Новгород

Как добраться: до Новгорода - любым удобным способом, далее - тоже любым удобным способом, но лучше - пешком, ибо Новгород слишком хорош, чтобы передвигаться по нему как-либо иначе.

Церковь Рождества Богородицы на Михалице
Церковь Рождества Богородицы на Михалице

История и культура старообрядчества - очень глубокая и интересная тема. Если человек непосвященный начнет погружаться в нее хотя бы путем просмотра документальных фильмов, он сразу узнает множество удивительных вещей от основополагающих, определяющих жизнь общины в целом, до бытовых.

Например: уклад современной старообрядческой общины не слишком изменился за последние 400 (!!!) лет; старообрядческие семьи почти всегда зажиточны или даже богаты (тут же вспоминаются меценаты конца XIX - начала ХХ века, а также Выгорецкая община, о которой я писала здесь); богатство староверов приобретается не благодаря хитрости или изворотливости, но благодаря упорному труду с самых юных лет; даже в современных старообрядческих семьях много детей; старообрядцы свободолюбивы и не страшатся перемен (наверно, именно поэтому старообрядческие общины можно найти в Аргентине, Боливии, Австралии и на Аляске); в доме старообрядца есть освященная посуда для себя и посуда для гостей, хозяин не станет есть из гостевой посуды, и свою никогда не предложит гостю. Один из почитаемых в старообрядчестве святых - святой Христофор Псеглавец - до сих пор изображается на иконах с пёсьей головой, в то время как на православных иконах его изображают в полностью человеческом обличии.

Старообрядческая житийная икона Святого Христофоора. Источник: Википедия.
Старообрядческая житийная икона Святого Христофоора. Источник: Википедия.

И это только несколько фактов, которые сразу приходят на ум. А еще старообрядцы очень закрыты, попасть в старообрядческую церковь человеку со стороны практически невозможно (староверы считают, что церковь - это не музей и не выставка, и нечего заходить "просто посмотреть"). Но даже если случилось чудо, и вас пустили, то скорее всего вам расскажут, что нужно стоять в притворе (у самого входа), наблюдать и не отсвечивать. И наконец, старообрядцы крайне редко и неохотно дают себя снимать на фото или видео.

Многие староверов за такую закрытость осуждают. Но мне она импонирует. Ведь если посмотреть на ситуацию с другой стороны - это прямота и откровенность без прикрас. Вот у людей такие правила. Они тебе сразу, с порога их озвучивают. Не подходят правила - до свидания, в общем-то не для тебя их писали. Не нравятся правила - это твои проблемы. В отношениях староверов с окружающим миром нет двусмысленности или недосказанности. Все предельно ясно. Другое дело, что нам - иноверцам или инаковерующим - привыкшим к тому, что не все так однозначно, в гораздо более однозначном старообрядческом мире, может быть некомфортно.

Еще один любопытный момент - старообрядческий храм с виду может быть неотличим от православного. Собственно с этого начался мой интерес к старообрядчеству. Однажды, гуляя по Старой Руссе, я увидела красивый храм, решила зайти и зашла, но уже внутри обнаружилось, что храм старообрядческий. Службы не было, только пара человек что-то делала у алтаря. Наверно, они просто забыли запереть дверь.

Храм Святителя Николы Чудотворца. Старая Русса
Храм Святителя Николы Чудотворца. Старая Русса

Меня тогда удивило отсутствие убранства в храме и длинный-предлинный список того, чего делать во храме нельзя, если ты иноверец. Пару правил я точно нарушила - я была в джинсах и с непокрытой головой, но остальные соблюла. Люди в храме вели себя так, будто меня вообще там нет, видимо решили, что так я быстрее уйду. Ну и правда, в таком храме не задержишься - делать ничего нельзя, ходить по храму нельзя, можно молчать и смотреть от входа докуда хватает глаз, а храм большой и темный.

Было это в 2018 году. С тех пор попасть внутрь старообрядческого храма мне не удавалось. Впрочем, я не слишком стремилась. Я не люблю, когда нарушают мои границы, и с глубоким уважением отношусь к чужим. Но снаружи-то разглядывать церкви никто не запретит, правда?

Поэтому сегодня предлагаю погулять по Великому Новгороду, где старообрядческих церквей целых три, две из них - действующие.

Церковь Иоанна Богослова на Витке

Где: Великий Новгород, над. Александра Невского, 31.

-4

Как так получилось, что старообрядческие храмы внешне почти неотличимы от православных? Если речь о древних храмах, построенных до Церковного Раскола 1650-1660 гг., то тут все очевидно - когда их строили никаких старообрядцев не существовало, вера на Руси была единой.

Церковь Иоанна Богослова была заложена в 1383 году, в 1384 была освящена. Церковь стояла в месте впадения в Волхов речки Витки (ее более не существует). Изначально церковь была главным храмом женского Богословского монастыря. В ходе Екатерининской реформы монастырь в XVIII веке был упразднен и церковь стала приходской.

-5

В 1799 году к церкви пристроили колокольню в стиле классицизма. Вот какой она была:

Источник: https://sobory.ru/photo/274059
Источник: https://sobory.ru/photo/274059

В 1920-х гг. церковь закрыли, колокольню разобрали в 1929 г. на кирпичи для строительства электростанции. Затем помещение церкви долгое время использовали как склад лодочной станции. В годы войны церковь сильно пострадала, один из ее углов мог обрушиться. В 1948 г. в церковь ударила молния.

-7

В 1952 г. была проведена реставрация церкви под руководством архитектора Любови Шуляк. А с 2001 г. церковь передана Новгородской общине Русской православной старообрядческой церкви. После этого в основном на средства общины и с привлечением федеральных средств была проведена масштабная реставрация. В 2004 году церковь освятили, и с тех пор это действующий храм.

У Русской православной старообрядческой церкви есть митрополит. С 2005 г. это Митрополит Корнилий (Титов).

В стенах церкви есть несколько закладных крестов.

Закладные кресты характерны для новгородской архитектуры. Их закладывали во исполнение какого-либо обета (обетные кресты) или в память о важном событии (памятные кресты). У специалистов до сих пор нет единого мнения о том, для чего, зачем вкладывали такие кресты в стены. Но крестов на новгородской земле сохранилось множество.

Церковь огорожена забором. Вне службы близко не подойти. У калитки - краткая историческая справка и перечень основных правил с отдельным пунктом для иноверцев.

-9

Церковь Рождества Богородицы на Михалице с колокольней и трапезой

Где: Великий Новгород, ул. Молотковская, 18

-10

Это древний и очень красивый храмовый комплекс, состоящий из церкви Рождества Богородицы и церкви Михаила Малеина с колокольней и трапезной.

-11

Первые упоминания церкви в летописях относятся к 1199 г. Церковь была построена по заказу матери Александра Невского - княгини Феодосии.

-12

Улица, где стоит церковь, называется Молотковской, так как здесь располагалось большое количество кузниц.

-13

Есть легенда о возникновении церкви. Как-то ночью шел по этой улице человек, был он пьян, споткнулся, упал, уснул. В руке у него была просфора. На запах хлеба прибежали собаки и растерзали бы несчастного, но тут из просфоры вспыхнул огонь и отогнал собак. Очевидцы рассказали о чуде архиепископу и тот велел поставить на этом месте монастырь.

-14

Дошедшая до наших дней Богородицкая церковь была построена в 1379 г., была собором Михалицкого монастыря, после Екатерининской реформы монастырь упразднили, и обе церкви (Богородицкая и Михаила Малеина) стали приходскими.

-15

В годы Великой Отечественной войны Богородицкая церковь сильно пострадала.

Источник: https://sobory.ru/photo/399881
Источник: https://sobory.ru/photo/399881

А вот такой она была до войны.

Источник: https://sobory.ru/photo/527789
Источник: https://sobory.ru/photo/527789

В 1956 г. храмовый комплекс был отреставрирован группой архитекторов под руководством Л.Е. Красноречьева. С 1989 г. церковь действует и принадлежит Новгородской Старообрядческой Поморской общине. Поморские общины возглавляют духовные наставники, таинства крещения и исповеди совершаются мирянами.

-18

В стенах церкви сохранилось несколько закладных крестов.

Вокруг купола - цветные изразцы.

Источник: https://sobory.ru/photo/403390
Источник: https://sobory.ru/photo/403390

Очень нарядная входная группа.

И сразу список правил.

-22

Расписание богослужений.

-23

Декор перекликается гораздо более поздним собором Деревяницкого монастыря.

Здесь, конечно, тоже было закрыто. И я пошла дальше.

Церковь Ильи Пророка на Славне

Где: Великий Новгород, ул. Знаменская, 4

Эта затерянная среди жилой застройки церковь не действует, но с 2014 г. принадлежит Русской православной старообрядческой церкви. Поэтому есть надежда, что храм все-таки восстановят. Тем более, что это одна из древнейших новгородских церквей.

-25

Путь к церкви проходит по обычным новгородским улочкам среди частных домов. Попадаются среди них и интересные экземпляры.

А также доисторические почтовые ящики

-27

и, конечно, котики.

-28

Как у всего древнего, история церкви длинна и запутанна. Первая деревянная церковь на этом месте появилась 1198-1202 гг., заказчиком был Евреша. Кто это - неизвестно, до нас дошло только прозвище или имя. По легенде в храме совершались богослужения о хорошей погоде без дождей. Поэтому в народе церковь называли "Илья сухой".

В 1455 году храм перестроили. Вот каким он был в начале ХХ века.

Источник: https://sobory.ru/photo/500231
Источник: https://sobory.ru/photo/500231

Церковь незначительно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Фото 1946 года.

Источник: https://sobory.ru/photo/500236
Источник: https://sobory.ru/photo/500236

В 1952 г. церковь была отреставрирована архитекторами под руководством Любови Шуляк.

После реставрации помещение церкви было разделено на два этажа и переоборудовано под жилые помещения и склады. Сначала в церкви было общежитие, с 1990-х гг. она была многоквартирным жилым домом, который расселили только в 2011 г. Да-да, в этой церкви еще совсем недавно, в XXI веке жили люди.

До 2014 года помещения в церкви арендовали художники.

-31

С 2014 года церковь принадлежит Русской православной старообрядческой церкви.

-32

Наверняка вы видели эти церкви или проходили мимо них, когда бывали в Новгороде. И вам, как и мне, наверняка не приходило в голову, что прихожане этих церквей - представители другой ветви православия и другой культурной группы, во многом отличающиеся от нас. И, пожалуй, главное их отличие в том, чтобы не афишировать это отличие, а просто жить свою жизнь, не привлекая излишнего внимания. К старообрядцам можно относиться по-разному, но лично у меня такая врожденная непубличность ничего кроме уважения не вызывает.

-33

Друзья, если вы дочитали статью до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и ее прочитает больше людей!

Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.

Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜