Где: Карелия, Сегежский и Медвежьегорский районы
Как добраться: преимущественно по воде
Каждое лето я участвую в сплавах по различным карельским рекам. Путешествия проходят в совершенно диких и безлюдных уголках Карелии. Обычно за 8-9 дней похода мы никого не встречаем, даже вездесущих рыбаков.
Одно из преимуществ таких походов - возможность хотя бы частично пройти путями, которыми ходили наши предки 300, 500, 1000 и больше лет назад. Ведь прежде основными транспортными артериями были реки, а вовсе не дороги. Дороги в современном их понимании пришли на смену рекам совсем недавно. В Карелии же из-за сурового климата и сложного рельефа дороги проложили на большом удалении от рек. Поэтому древние деревни и села, облепившие речные берега, оказались теперь на краю географии. Ко многим из них ведут только грунтовки, а иногда и вовсе лесные дороги, которые в распутицу становятся совершенно непроезжими. Многие деревни опустели. Из-за плохой транспортной доступности, отсутствия школ, больниц и магазинов, жители уезжают в города. Сложно упрекать их за это. Человек всегда ищет, где лучше.
Путешествуя по рекам, видишь мир таким, каким он был лет сто назад. За исключением периодически появляющихся то тут, то там опор ЛЭП здесь ничего не изменилось.
За последние три года я прошла реки Сегежу, Выг и Немину. И кроме опор ЛЭП иногда попадались на глаза странные руины, информационные щиты с упоминанием событий и объектов, о которых я никогда не слышала, старинные церкви. Вообще эти места, казалось, были полны темных тайн и загадок. Как оказалось - не казалось. В этом году у меня был целый день на осмотр Медвежьегорска. В городе есть небольшой, но очень интересный краеведческий музей. Он занимает несколько залов в жутковатого вида здании, построенном специально для Управления Беломорканала НКВД СССР.
Именно в музее карельский паззл, наконец, сложился. Но обо всем по порядку. Хронологическому.
Карелия и староверы.
Карелия - это Валаам, Карелия - это Кижи, Карелия - это Калевала, однако мало, кто знает, что на протяжении почти двух столетий в Карелии существовала самая успешная и процветающая община староверов. Думаю, этот факт не получил большой известности прежде всего потому, что сами староверы пуще всего на свете любят не публичности.
О Выгорецкой пустыни или Выгорецкой обители я узнала в музее в Медвежьегорске.
Первое поселение старообрядцев-беспоповцев было основано в селе Даниловом на реке Выг в конце XVII века группой поморян, возглавляемых дьяком Данилой Викулиным и потомком князей Мышецких Андреем Денисовым. Беспоповцы - это бытовое название одного из направлений русского старообрядчества. После смерти всех священников, рукоположённых еще до начала церковных реформ патриарха Никона, эта группа верующих стала отрицать необходимость духовенства для спасения души.
Поселение на Выге не совсем корректно называть обителью или пустынью, это скорее - община или общежительство, так как постриженных монахов были совсем немного. Приверженцы старой веры стекались на Выг целыми семьями и селились вблизи обители, хотя семейная жизнь и брак среди последователей Андрея Денисова были под запретом.
Для тех же, кто сохранял целибат, были организованы мужская и женская часть общины.
Мужская часть:
Женская часть:
В 1702 году Андрей Денисов был избран киновиархом (настоятелем) общины.
Выгорецкая обитель представляла собой совершенный пример демократии. Все должностные лица, включая настоятеля, были строго выборными. Один из жителей Выга, позже перешедший в православие, писал, что в старосты избирается тот, "кого народ хощет".
Крупные капиталисты конца XIX - начала ХХ веков: Морозовы, Зотовы, Бугровы, Громовы были выходцами из этой старообрядческой среды, где успешная предпринимательская деятельность ведет не только к личному обогащению, но и к укреплению в вере.
Выгорецкий Устав гласил: "Аще в келии в праздности малый часец будешь провождати, обреташеся решето бесово, сеющее нечистыми мыслями брашно сатане".
"Праздность - училище злых" - девиз Федосеевской старообрядческой общины.
"Работайте Господеви со страхом и радуйся Ему со трепетом" - было начертано на воротах Рогожской старообрядческой общины.
Эти цитаты рисуют яркую картину того, какое место занимал труд в жизни старообрядцев. Но не только к физическому труду призывал киновиарх Выга. Андрей Денисов, будучи уже настоятелем общины, под чужим именем отправился на учебу в Киев (по другим данным в Москву или Великий Новгород). Он понимал, что бесценные знания стоят выше религиозных разногласий, пусть даже тысячи его единоверцев отдали из-за них свои жизни. Андрей и его сподвижники большое внимание уделяли образованию и подготовке новых кадров.
И такой комплексный подход принес свои плоды. В период расцвета в середине XVIII века численность насельников Выга доходила до 3000 человек (это в карельских-то глухих лесах!), в самой обители и в относящихся к ней селах и деревнях были мясные и молочные хозяйства, медные и железные мастерские, мучные мельницы, производства хлеба и льна, Выг занимался морскими коммерческими операциями и китобойным промыслом. Также развивалась система кредитования среди купцов-староверов.
Андрей Денисов собрал на Выге обширную библиотеку. Он является автором труда "Поморские ответы" и многочисленных проповедей. Кроме того он вел просветительскую и миссионерскую деятельность, направленную на восстановление прежней веры.
В 1854 году в царствование Николая I Выгорецкая община была ликвидирована. Как видно по фото выше все постройки на территории общины были деревянными. К сожалению, от былого Выга в Данилове не осталось и следа.
Но в 23 километрах от Данилова стоит деревня Тихвин Бор.
Деревня это древняя, основанная новгородцами, пришедшими из Тихвина. Отсюда и название. Тихвин Бор входил в ареал влияния Выга, здесь стоял старообрядческий скит, на месте которого впоследствии была построена деревянная церковь.
Название храма история не сохранила.
Скорее всего, после падения Выга скит был освящен православным священником, и возведенная позднее церковь уже была построена как православная. Но нет никаких сомнений в том, что на протяжении всех лет существования Выгорецкой общины Тихвин Бор был староверческой деревней.
Сегодня здесь постоянно живут четыре человека. Еще порядка 10-20 человек приезжают на лето. Некогда богатые и процветающие хозяйства заброшены и пустуют.
Церковь удивительно красивая, высокая, со стрельчатыми окнами.
Сохранились элементы декора, правда, отдельно от церкви.
Местные жители даже оставили икону.
Но церковь, конечно, не действует. разрушения слишком велики.
Рядом с церковью сохранились две могилы. Одна из них безымянная.
А вот фундамент стоит как ни в чем не бывало.
А когда-то это неизвестная церковь (или часовня?) была такой:
Теперь уже никто не скажет, почему разрушена эта церковь: от времени и бесхозяйственности или от использования не по назначению. Возможно, в советские годы в ней организовали клуб или мастерскую по ремонту тракторов. Жаль, что спасти ее не удастся. Слишком далеко она от цивилизации, слишком мало жителей в окрестных селах. Едва ли богатый меценат вдруг решит восстановить неизвестный храм в вымирающем карельском поселении. Даже случайного путешественника дорога сюда не заведет - нет в деревне Тихвин Бор никаких других достопримечательностей, кроме этой церкви. Но я рада, что встретила ее. Зная историю старообрядцев в Карелии, я увидела за этими руинами больше, чем просто бревна и камни.
Карелия и первые Романовы
В деревне Челмужи на берегу Онеги стоит один из красивейших деревянных храмов Карелии - Церковь Богоявления Господня или Петропавловская церковь.
Церковь была построена в 1605 году на средства прихожан, но бОльшую часть собранных на строительство средств выделила инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова, мать первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича, и жена Федора Никитича Романова - будущего патриарха Филарета.
После смерти в 1598 году сына Ивана Грозного Федора Иоанновича русский престол занял "царский шурин" Борис Годунов. Романовы состояли в родстве с царским родом и теоретически могли претендовать на престол. Поэтому Годунов сыграл на упреждение.
В 1601 году Федора Никитича насильно постригли в монахи и под именем Филарет отправили в монастырь в Холмогоры, а Ксению Ивановну, постриженную в монахини под именем Марфа, отправили в Олонецкий уезд в деревню Толвуя.
История четы Романовых - история со счастливым, насколько это было возможно, концом. Их ссылка закончилась в 1610 году. А восшествие на престол их сына и вовсе обеспечило им особое положение в российском царстве.
Инокиня Марфа помогала многим онежским церквям. И церковь в Челмужах не была бы так хороша без ее участия.
Церковь, хоть и деревянная, но построена на века. С 1605 г. до 1844 г. в ней не проводилось серьезных восстановительных работ! В 1844 году храм заново обшили тесом. Только в начале ХХ века, к юбилею дома Романовых, провели реставрацию.
В годы великой отечественной войны колокольню церкви разобрали, чтобы она не могла служить ориентиром для артиллерии противника. Линия фронта тогда проходила в непосредственной близости от Чёлмужей. В 1950-х гг. церковь восстановили. И сегодня этот чудесный храм - современник первых Романовых продолжает радовать глаз. Здорово, что Богоявленская церковь уцелела!
Кстати, в Чёлмужах было 2 церкви. Вторая церковь, гораздо более поздняя, до наших дней не сохранилась.
На церковном кладбище можно найти захоронения людей, родившихся в середине XIX века. И вот такое необычное надгробие деревенского учителя Якова Петровича Ползунова, умершего совсем молодым.
В церкви хранилась древняя икона Спасителя и Божией Матери, преподнесенная еще Михаилом Федоровичем Романовым в 1614 году. К 300-летию дома Романовых для иконы был сделан новый киот.
В 1913 году специальная императорская экспедиция, отправленная в Челмужи, выкупила у священника Ермолая Герасимовича Ключарёва два старинных портрета - Михаила Федоровича и Инокини Марфы. Фотография портрета Инокини Марфы приведена в книге Н.С. Шайжина “Заонежская заточница”, вышедшей в свет в Петрозаводске в 1912 году.
На церковном кладбище в Челмужах надгробия с фамилией Ключарёвы встречаются часто. Полагаю, что потомки этого старинного рода и по сей день здесь живут.
В Чёлмужи можно добраться на машине, хоть путь и неблизкий. Если планируете автопутешествие по Карелии, очень советую заглянуть сюда. Душевное и красивое место.
Карелия и Петр I
Воистину, не Беломоро-Балтийский канал стал первой стройкой века в Карелии, а Осударева дорога. В 1702 году по приказу Петра I в невероятно короткий срок - с третьей декады июня по середину июля по непроходимым карельским лесам, по болотам и топям была проложена система просек и гатей общей протяженностью 187 километров (или 176 верст).
Дорога была нужна для переброски вооружения и военных кораблей и подвод с вооружением из Архангельска, где располагались судоверфи, в Онежское озеро и затем - в Ладогу. Строительство возглавил сержант Преображенского полка М.И. Щепотьев. Всего в строительстве были заняты 5000 крестьян из Олонецкой, Архангельской и Новгородской губерний. Дорогу специально проложили по малонаселенным районам Карелии, чтобы сохранить всю операцию в тайне.
Благодаря Осударевой дороге в 1702 году был взят Нотебург (он же Шлиссельбург, он же Орешек). 17 августа армейская группа с Петром I во главе выступила от мыса Вардегорского, через 11 дней она была в Повенце, далее суда и вооружение были переправлены в Ладожское озеро, а 11 октября Нотебург был взят.
Несмотря на исполинские масштабы, Осударева дорога строилась под определенный проект и была одноразовой. В дальнейшем отдельные ее участки эксплуатировали местные жители, но в целом дорога оказалась не нужна. Сегодня от нее ничего не осталось, кроме каменных столбов и отброшенных в сторону валунов. Даже точный ее маршрут так до конца и не известен.
В 1990-х годах в Карелии сложилась группа ученых, занимающихся исследованием Осударевой дороги. Предложенный ими маршрут таков:
· мыс Вардегорский;
· гора Святая;
· село Нюхча;
· «Государев клоч»;
· гора Щепотева;
· урочище Красная мычка;
· горы Миленские;
· Петров плес;
· гора Голец;
· р. Сума;
· р. Кукша-Мокса;
· гать Коросозерская;
· д. Коросозеро;
· дорога на Вожмосалма;
· Петровский Ям;
· дорога Телескинская.
Частично по маршруту Осударевой дороги в ХХ веке пролошел Беломоро-Балтийский канал.
Трагедия Петровского Яма
В ходе строительства Осударевой дороги на месте, где в дальнейшем появился поселок под названием Петровский Ям, была армейская стоянка. Ямами в царской России называли деревни с почтовыми станциями. Деревня была небольшая, но просуществовала с 1702 года до 1982 года. В 1882 году в деревне была освящена часовня во имя Апостола Петра по проекту архитектора И.В. Штрома.
В начале ХХ века в деревне было 5 домов, в 1926 году - 10 хозяйств. После введения в эксплуатацию Беломоро-Балтийского канала река Верхний Выг разлилась, уровень воды поднялся на 6 метров, и деревня ушла под воду. Такой она была в 1900 году:
На высоком берегу Выга построили поселок сплавщиков Белбалтлага с прежним названием Петровский Ям.
В годы великой отечественной войны в Петровском Яме располагался военно-полевой госпиталь ППГ 2212 на 200 койко-мест и несколько военных складов. 12 февраля 1942 отряд из 100 финских диверсантов под предводительством лейтенанта Илмари Хонканена совершил нападение на госпиталь. В результате 2-часового боя были убиты 85 человек. Среди погибших в Петровском Яме был родственник М.Ю. Лермонтова - красноармеец Михаил Владимирович Лермонтов.
В 1978 году лесосплав по Верхнему Выгу был прекращен. Жители поселка стали перебираться города и более крупные поселки. В 1980 году в Петровском Яме оставалось только 3 человека. С 1 октября 1982 года Петровский Ям уже не значится на картах Карелии как населенный пункт.
Сегодня Петровский Ям - это заброшенная пустующая деревня с разрушенными строениями. Мост через Верхний Выг также разрушен.
С воды можно увидеть только информационный щит, рассказывающий о трагических событиях февраля 1942 года
и крест, установленный в память в военных медиках, погибших ходе нападения финских диверсантов.
Добраться в Петровский Ям сегодня можно только по воде. Дороги, что вели туда, давно заросли, также, как и Осударева дорога, с которой когда-то здесь все и началось.
Мне посчастливилось побывать во всех местах, о которых я рассказала выше (кроме деревни Данилово - но она в планах на этот год). Признаюсь, у меня дух захватывает в моменты, когда я понимаю, что нахожусь сейчас там, где творилась история.
Уверена, что собирать этот удивительный карельский паззл было интересно не только мне!
При подготовке статьи были использованы материалы:
1. С.А. Зеньковский "Русское старообрядчество". Институт ДИ-ДИК, Квадрига, Москва. 2009 г.
2. Н.С. Шайжин "Заонежская заточница". Петрозаводск. Олонецкая губернская типография. 1912 г.
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜
Всем здоровья и интересных путешествий!
#онега #выг #карелия #сегежа #немина #отпитерадо