Народ, всем привет. Сегодня мы поговорим на тему того, как отдать свой проект заказчику, и не важно, сайт это, или какой-то дизайн макет, презентация и т.д., чтобы в очередной раз, выложившись на все 100%, не получить в ответ банальное простое «нравится / не нравится». У меня так это происходит постоянно, если я не применяю правила ниже (хотя и с ними тоже бывает так). И вот вновь, с последним проектом, где мне пришлось выложиться в кротчайшие сроки, от чего я не успел провести «нормальную» презентацию (о чем мы поговорим ниже), но успел применить много полезных фишек, технологий и за небольшие деньги и сжатое время, сотворить отличный лендинг. Конфетка прям.
Но при сдаче проекта я вновь услышал «норм, мне нравится» и все. И явно заказчик не оценил всех тех усилий, что я приложил. Но это нормально и вины заказчика тут нет. Все просто потому, что в большинстве случаев они не разбираются в том, что, собственно говоря, у вас на фрилансе или в сторонней фирме и заказывают. И даже если упустить самые частые просьбы «хочу много продаж», «первую строчку в поисковике» и «охваты, как у кока-колы» без финансовых вложений, то даже с простым дизайном, лэндингом или оформлением он тоже может не разбираться.
Он видит конечный продукт, картинку, видит оформленную соцсеть, видит рекламный пост, видит лендниг из 5 блоков, например. Для него это 2 минуты, взглянул, посмотрел, вот рекламный плакат, ну плакат и плакат, в интернете картинки нашли, да надпись написали. А то, что за ней стоит целая аналитическая работа, анализ рынка аудитории, какая-то идея, которую может неделю вынашивал дизайнер, подбор шрифтов (как же много занимает подбор шрифтов).
И поэтому ему надо «рассказать» о том, что ты сделал лично для него. В народе это называется «защитить» свой проект, и нацелен он не только не «показать, какой ты работоспособный», но и сразу пресечь возражения. Ведь клиент может не понимать весь глубокий смысл твоих сине-бирюзовых кружков на главной странице, а он там есть. Поэтому сдача любого проекта должна сопровождаться текстом, видео или отдельной презентацией. Да, это более затратно по времени, но это большой плюсик в вашу копилку.
1. Для начала важно напомнить данные из брифа, что от вас хотели и что удалось реализовать на практике. Какие детали, какие пожелания, что все кнопочки, ссылочки, картинки – все работает. Что вы использовали синий цвет, как и хотел заказчик, и даже вкрапления жёлтого, по его пожеланиям. Все по пунктам. Это создает не только мысленный объём поставленной работы, но и напомнит заказчику, что все это, что он видит – он сам хотел.
2. Обязательно сохраняйте старые варианты, создавайте мокапы, стройте дашборды, собирайте информацию о конкурентах. Покажите, что на рынке среди других таких же, сайт или реклама вашего заказчика будет смотреться не хуже, быть в тренде и даже немного выделяться на их фоне. Важно при этом не «хейтить» других, говоря, что все они «неумейки, а я весь такой принц». А именно показывать индивидуальность вашего проекта и трендовость, какую-то исключительность.
3. Если все это довольно сложно и затратно для вас, то можно просто показать процесс работы. У меня есть знакомый мастер ноутбуков, который всегда снимает на камеру то, что он делает. Причем делает он это в перчатках, на красивом фоне, прям хоть в соц.сети. Но он это не выкладывает (а зря), но присылает заказчику в ускоренном режиме. Это очень прикольно, когда тебе визуально показывают, что сделали, на каких-то важных вещах видео подробнее останавливается, рассказывается какие проблемы могут быть и продаются доп-услуги.
Кстати, Вам может быть это интересно:
Конечно, полностью снимать, как вы верстаете сайт, не нужно, или что часто бывает, сам макет рекламный, например, может рисоваться пару часов, а вот идея вынашиваться пару недель. Но тогда покажите наработка. И покажите худшие варианты, подскажите какие-то ключевые моменты.
4. И кстати, про ключевые моменты – всегда разбиваете свои проекты, если он длинные, на этапы, и показывайте промежуточные итоги клиентам. Даже если ему «это не надо» и он просто ждет конечный результат, то спамить не нужно, но раз в несколько дней или после окончания небольшого этапа присылать ему некий отчет о проделанной работе. Поверьте, это даст вам большой плюс при конечном просмотре.
5. Ну и важно уметь защитить или отработать возражения при финальном показе. Да, правки бывают всегда, но все же вы заранее можете продумать ответы на спорные моменты. Обычно их сразу видно, и можно понять, что заказчику может быть непонятным или казаться «странным». Подготовьте ответы, покажите конкурентов, и старайтесь не поддаваться хотелкам клиента, если они ухудшают проект.
6. И да, напоследок. Никогда не предлагайте много вариантов одной работы. Чаще всего клиент растеряется, и выберет совершенно что-то непонятное, или начнет лепить из многого одно. Если вы сомневаетесь и у вас есть несколько вариантов одного проекта, покажите самый лучший на ваш взгляд (ну или как вам кажется, понравится клиенту). Если сразу получите ДА, отлично, если НЕТ, вот тогда покажите другой. Но через время, дайте клиенту немного «остыть».