Порой актер мог попасть на роль по веселой причине, нелепому стечению обстоятельств, пресловутой «иронии судьбы, или с легким паром».
Рассмотрим 10 забавных случаев.
1. «Красиво плывут… вон та группа в полосатых купальниках»
Все помнят звездный эпизод Василия Ланового из советской комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» 1961 г. Так вот. Мало того, что роль была совсем уж коротенькая, так актер еще и попал на нее случайно.
Василий Семенович тогда отдыхал в Oдecce. А комедию Фетина как раз снимали неподалеку – в самой Oдecce, Батуми и Черном море на маршруте между этими двумя городами.
И на побережье он случайно столкнулся с Фетиным. А режиссеру как раз нужен был фактурный актер для короткой, но весьма импозантной роли отдыхающего. Его в сценарии даже условно прозвали «король пляжа».
Лановой был покладистым и согласился во время отпуска поучаствовать в съемках. И этот самый короткий, насколько можно представить, эпизод стал одним из наиболее любимых у зрителей.
Особенно карикатурно блистательному актеру удалось показать разницу между вальяжным, самоуверенным «хозяином жизни» и напуганным человечком, который, перепрыгнув и через собственную спутницу, и через остальных людей, побежал спасать от хищников себя-любимого.
2. «Наша вера верней расчета, нас вывозит "Авось"»
Еще одна небольшая, но ставшая потом известной роль досталась Елене Шаниной в спектакле Марка Захарова «"Юнона" и "Авось"». Его в 1981 г. поставили в театре «Ленком», а в 1983 г. сняли как телеспектакль.
Елена Юрьевна, увидев текст своей роли, сначала разочаровалась и расстроилась, а потом хотела от нее отказаться. Роли как таковой… просто не было.
Это мы, поклонники музыки Алексея Рыбникова и стихов Андрея Вознесенского, обожаем данный спектакль и автоматически считаем его главными героями графа Николая Резанова и юную дочку коменданта Сан-Франциско – Кончиту. Но, если вслушаться внимательно, 15-летняя девушка как таковая в сюжете не участвовала активно.
Да, там история во многом крутилась вокруг нее. Но сама по себе Кончита максимум – пару раз отвечала на реплики Резанова и еще тихо, почти неслышно, как бы фоном, молилась.
Елена Шанина хотела отказаться от роли. Короткое молчаливое присутствие на сцене не устраивало актрису.
Но ее уговорил коллега, использовав довольно занятный аргумент: да, роли у тебя нет в принципе, от слова «вообще», но поучаствовать надо обязательно, ведь спектакль обещает стать очень интересным.
Актриса согласилась и не прогадала: большинство зрителей и слушателей считают ее главной героиней наряду с персонажем Николая Караченцова.
3. «Вы меня совсем запутали! Загипнотизированные писатели, контуженные лошади…»
Замечательный, светлый фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1964 г. показал многих актеров, которых публика еще не слишком знала. Среди них был и юный Евгений Стеблов.
В дальнейшем он прославился, например, ролью доктора Мортимера в серии «Собака Баскервилей» из цикла Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1981 г.
А в картине Данелии начинающий актер воплотился в роль незадачливого жениха. Он там по сюжету то хотел жениться и для этого воспользоваться отсрочкой от армии, то ссорился с невестой и отказывался от отсрочки в военкомате, а в финале признался: «Я просто… нервный».
Так вот в момент, когда велись съемки, юный Стеблов был студентом 2-го курса Щукинского училища. И, как многие студенты театральных вузов тех лет, чтобы как-то «засветиться» перед режиссерами, Евгений просто молча бродил туда-сюда по коридорам «Мосфильма».
Сам он позже в мемуарах признавался, что бродил там с «неясной целью».
Впрочем, его похождения оказались не тщетными: он таки смог «показаться на глаза» ищущим кандидатов на роли. Его пригласили поучаствовать на пробах у Данелии. А уж там юноша понравился режиссеру, и тот даже решил заменить дебютантом уже намеченного на роль жениха некоего актера, фамилия которого с тех пор забылась.
Кстати, одним из кандидатов на роль был Владимир Грамматиков, но его по иронии судьбы, как и персонажа, как раз в тот момент забрали в армию.
4. «Папиросу можно взять, а от жизни придется отказаться»
А вот в фильм Геннадия Полоки «Интервенция» 1968 г. актеры в основном попадали… по собственному желанию. Так режиссер с самого начала и заявил, что будет снимать тех, кто придет к нему самостоятельно. Это был любопытный эксперимент.
На экраны картина вышла в 1987 г.
Таким образом на съемки попали блистательный Ефим Копелян, воплотившийся в криминального авторитета Филиппа; Юрий Толубеев, сыгравший честного аптекаря Соломона Шустера; многие другие.
А вот Всеволод Абдулов, который тоже пришел по своему почину, причем одним из самых первых, на роль, увы, утвержден не был. И его постепенно заменили Валерием Золотухиным.
Зато по совету Абдулова на съемки пригласили Владимира Высоцкого, который в то время еще не был той мега-звездой, каким он стал впоследствии.
5. «– …он молод.
– Если это недостаток, то я исправлю его. Со временем»
На главную роль в фильме Владимира Басова «Щит и меч» 1967 г. Станислав Любшин попал по неожиданной причине: из всех кандидатов он выглядел... самым простым, обычным, не запоминающимся.
Причем это была не прихоть создателей картины, но настоятельная рекомендация реальных экс-сотрудников советской разведки, которые в данном кино были консультантами. Они доказывали, что именно таким незаметным и должен быть настоящий секретный агент.
6. «Странно, что мы были незнакомы и вообще могли не встретиться»
Одним из забавных моментов в разных фильмах являются случаи, когда знаменитости играют или самих себя (камео), или других звезд.
Так произошло и в картине «Мне 20 лет» Марлена Хуциева, которая снималась в 1959 г. под названием «Застава Ильича».
Премьера состоялась в 1988 г.
Так вот в этой картине режиссер пригласил в одной сцене поучаствовать собственных знакомых, которые тогда были уже известны публике, но актерами не были:
- двух режиссеров – Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского;
- двух сценаристов – Павла Финна и Наталью Рязанцеву (которая, кстати, тогда была супругой сценариста данного фильма – Геннадия Шпаликова).
Целью Хуциева было показать тусовку золотой молодежи в духе документальности. И у него прекрасно это получилось.
7. «Вот тебе и премия от фирмы! Немедленно изловить и утопить!»
А эта история – вновь о советской комедии «Полосатый рейс». И касается она милого, обаятельного актера: шимпанзе по кличке Пират. Его буквально уговорили принять участие в съемках, соблюдая… самый настоящий райдер!
Я не ошиблась – да, у шимпанзе было собственное требование: он отказывался сниматься без своей подружки. И снимавшим кино пришлось привезти очаровательную Чилиту из того же зоопарка.
8. «Нашлись добрые люди… приютили, подогрели, обобрали… м… подобрали, обогрели»
В знаменитой советской комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» 1975 г. героиню – ленинградскую учительницу публика воспринимает как бы тройственно:
- сыграла ее Барбара Брыльска;
- говорила за нее Валентина Талызина;
- пела за нее Алла Пугачева.
Таким образом, примадонна советской эстрады частично состоялась в роли главной героини.
Причем с самого начала для этой 1/3-й части роли пригласили Анну Герман. Но потом выяснилось, что участие иностранной певицы банально не вписывается в смету.
Парадоксально, что в смету вполне вписалась Бральска из Польши и Пугачева, хоть и советская, но самая популярная уже тогда певица.
Как бы то ни было, Алла Борисовна на эту «треть ставки» попала самым случайным образом. Вот вам и «Ирония судьбы...».
9. «А Катяняны обойдутся!»
Еще одни участники «Иронии судьбы…» в этой комедии Рязанова приняли пассивное участие. Речь о друзьях Жени и его первой – московской – невесты, к которым они хотели пойти отмечать Новый год, но так и не попали.
Занятно, что никто и не подумал друзей об этом предупредить. Ну, или нам этого в фильме не показали.
Так вот друзья с армянской фамилией существовали на самом деле. Василий Катанян был другом Эльдара Рязанова, его однокурсником во ВГИКе и в дальнейшем коллегой по съемкам.
Не мытьем, так катаньем активно, так хоть пассивно, в виде упоминания о нем, режиссер включил друга в фильм, ставший потом одной из самых знаменитых комедий СССР.
10. «Папаша! Огоньку не найдется?»
Ну, а в еще одну из лучших комедий СССР от Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 г. случайным и курьезным образом попал непрофессиональный актер, который, тем не менее, понравился и запомнился зрителям.
В жизни это был журналист Леонид Плешаков, а в комедии Гайдая – тот «крутой» товарищ, который просил огоньку у Горбункова. Причем персонаж выглядел столь эффектно, что бедолага Семен Семеныч, даром что был когда-то фронтовиком, даже утратил дар речи.
Так вот Плешаков попал на съемки совершенно неожиданно.
Однажды в коридоре редакции «Комсомольской правды» он столкнулся с двумя циркачами – Игорем Кио и Юрием Никулиным. Первого из них он уже знал лично – когда-то писал о нем. Прошлое знакомство послужило поводом всем троим отметить встречу прямо в редакции, в буфете.
Во время застольной беседы Никулин как бы между прочим спросил журналиста: есть ли у него… волосы на гpyди. Журналист был человеком бывалым и веселым. Он не обиделся, но подумал, что у знаменитого клоуна, видимо, такая шутка. Он распахнул рубашку и вызвал одобрительный кивок головой Никулина.
А спустя пару дней Плешакову позвонили, позвав сниматься в эпизоде на «Мосфильме».
Кстати, помимо комедии Гайдая, он снялся в нескольких других фильмах, например в роли отца Семена в кино Александра Прошкина «Михайло Ломоносов» 1984–1986 гг. (в серии «От недр своих»). Правда, те роли большей частью были настолько мимолетны, что в титры не попадали.
___________
П. с. Дорогие читатели, делитесь: о каких случаях забавных, неожиданных, курьезных попаданий на роли актеров знаете вы?
И читайте мои посты на зеркальную тему – «7 случаев, когда советских актеров НЕ брали сниматься по курьезным причинам», на близкие темы – «5 актеров, которых не хотели снимать в фильмах из-за их "излишней" красоты», а еще «Как Гайдай снимал эпизод "руссо туристо, облико морале" в "Бриллиантовой руке"».
Плюс отвечайте на тест «От ворот поворот: угадайте советское кино по сцене отказа».
#кино #знаменитости #телевидение #культура #СССР #советское_кино