Найти тему
Я люблю лодки!

10-12.06.2024 Склеиваю баллерную коробку и румпель

Оглавление

Самой сложной деталью оказался оголовок баллерной коробки - а ведь её вовсе можно было не делать.

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.

Соединение румпеля и баллерной коробки

В соответствии с документацией баллерная коробка должна изготавливаться из алюминиевого сплава. Чтобы не раздувать бюджет проекта, я решил сделать её из обрезков фанеры, оставшихся после изготовления корпуса. Фанерные щёки баллерной коробки вы могли видеть в предыдущей статье.

Румпель — рычаг, закрепленный на головке руля судна и предназначенный для его поворота. Термин произошел от голландского «roerpen», где «roer» — весло или руль, а «pen» — шпенёк (шип, стержень).

Путь отклонения от КД обычно ведёт в мутные глубины неизвестности... А особенно хитрым оказалось соединение коробки и румпеля, вариантов которого я насчитал с дюжину: с помощью скоб, обойм, пазов, шипов, петель и т.д. Румпель может быть съемным, откидывающимся, зафиксированным. Вдохновлялся я фотографиями ниже.

Оголовок баллерной коробки

Верхняя часть пера руля, к которой крепится румпель, называется "головка". В отношении баллерной коробки, рискну назвать аналогичную часть термином "оголовок", но это не точно :)

Взял деревянный брусок, одну грань обозначил базовой и сделал её плоской на фрезерном столе (выставил небольшой вылет фрезы над столом и делал проходы, пока не обеспечил плоскостность грани). Затем обработал остальные грани относительно базы - получился строгий прямоугольник, и это была самая сложная часть работы.

Форма передней части оголовка такая, что румпель заклинивается в нижнем положении, чем исключается люфт. А в приподнятом положении (в рабочем диапазоне углов) сохраняется минимальный зазор между румпелем и оголовком. По рисунку ниже уже понятно, что румпель будет откидывающимся.

Форма передней части оголовка. В основе лежит угол в 22.5°
Форма передней части оголовка. В основе лежит угол в 22.5°

Откидывающийся румпель даёт некоторые новые возможности, например, позволяет применить гребенку для фиксации положения руля: приподнял румпель, переставил в новое положение, опустил - положение зафиксировано. Существуют и тросиковые механизмы фиксации руля, но это лишние веревки на корме.

Гребенка для фиксации румпеля. Кадр из видео на ютуб-канале БАЛамут. Лодка того же проекта, что и моя, только сварена из полипропилена. Имя у лодки - Пуля. Носится на ней Баламут словно угорелый :)
Гребенка для фиксации румпеля. Кадр из видео на ютуб-канале БАЛамут. Лодка того же проекта, что и моя, только сварена из полипропилена. Имя у лодки - Пуля. Носится на ней Баламут словно угорелый :)

Возвращаюсь к изготовлению оголовка: на моей торцовочной пиле предусмотрено положение 22.5° - это очень кстати.

Сорлинь (Rudder-pendant) — веревка (цепочка), идущая от пера руля на судно и служащая для удержания руля, если бы он почему-либо соскочил с петель. На швертботах это тросик для подъема поворотного пера руля и крепления его к корпусу судна.

Осталось просверлить отверстие для сорлиня: глубина 120 мм, диаметр 12 мм. Тут я столкнулся со сложностью - с длинным сверлом мне не хватало высоты сверлильного станка (а короткого сверла нет), поэтому пришлось сверлить относительно короткой фрезой, а потом уже досверливать сверлом. Вот, до каких извращений докатился...

Сверлю отверстие для сорлиня фрезой
Сверлю отверстие для сорлиня фрезой

Склеиваю баллерную коробку

При склеивании важно помнить, что на эпоксидном клею детали скользят лучше, чем коровы на льду (почти как плазма в магнитном поле), поэтому, все перемещения деталей желательно ограничивать.

Через сутки оклеил верх оголовка стеклотканью (против влаги и для усиления конструкции).

Верх оголовка баллерной коробки оклеил стеклотканью
Верх оголовка баллерной коробки оклеил стеклотканью

Вы наверняка заметили, что щёки коробки могли бы быть выше и могли обеспечить необходимую форму без оголовка? У меня же так вышло потому, что я ориентировался на другой конструктив и изменил решение после изготовления щёк.

Клею заготовки для румпеля и его удлинителя

Румпель и удлинитель будут состоять из двух ламелей. Эти ламели остались после изготовления мачты и гика. Сперва склею, потом придам им окончательную форму, но об этом расскажу в следующей статье.

Итог за период

  • Время: 8 часов
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)

  • Время: 639 часов
  • Деньги: 58681 руб