Самой сложной деталью оказался оголовок баллерной коробки - а ведь её вовсе можно было не делать.
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.
Соединение румпеля и баллерной коробки
В соответствии с документацией баллерная коробка должна изготавливаться из алюминиевого сплава. Чтобы не раздувать бюджет проекта, я решил сделать её из обрезков фанеры, оставшихся после изготовления корпуса. Фанерные щёки баллерной коробки вы могли видеть в предыдущей статье.
Румпель — рычаг, закрепленный на головке руля судна и предназначенный для его поворота. Термин произошел от голландского «roerpen», где «roer» — весло или руль, а «pen» — шпенёк (шип, стержень).
Путь отклонения от КД обычно ведёт в мутные глубины неизвестности... А особенно хитрым оказалось соединение коробки и румпеля, вариантов которого я насчитал с дюжину: с помощью скоб, обойм, пазов, шипов, петель и т.д. Румпель может быть съемным, откидывающимся, зафиксированным. Вдохновлялся я фотографиями ниже.
Оголовок баллерной коробки
Верхняя часть пера руля, к которой крепится румпель, называется "головка". В отношении баллерной коробки, рискну назвать аналогичную часть термином "оголовок", но это не точно :)
Взял деревянный брусок, одну грань обозначил базовой и сделал её плоской на фрезерном столе (выставил небольшой вылет фрезы над столом и делал проходы, пока не обеспечил плоскостность грани). Затем обработал остальные грани относительно базы - получился строгий прямоугольник, и это была самая сложная часть работы.
Форма передней части оголовка такая, что румпель заклинивается в нижнем положении, чем исключается люфт. А в приподнятом положении (в рабочем диапазоне углов) сохраняется минимальный зазор между румпелем и оголовком. По рисунку ниже уже понятно, что румпель будет откидывающимся.
Откидывающийся румпель даёт некоторые новые возможности, например, позволяет применить гребенку для фиксации положения руля: приподнял румпель, переставил в новое положение, опустил - положение зафиксировано. Существуют и тросиковые механизмы фиксации руля, но это лишние веревки на корме.
Возвращаюсь к изготовлению оголовка: на моей торцовочной пиле предусмотрено положение 22.5° - это очень кстати.
Сорлинь (Rudder-pendant) — веревка (цепочка), идущая от пера руля на судно и служащая для удержания руля, если бы он почему-либо соскочил с петель. На швертботах это тросик для подъема поворотного пера руля и крепления его к корпусу судна.
Осталось просверлить отверстие для сорлиня: глубина 120 мм, диаметр 12 мм. Тут я столкнулся со сложностью - с длинным сверлом мне не хватало высоты сверлильного станка (а короткого сверла нет), поэтому пришлось сверлить относительно короткой фрезой, а потом уже досверливать сверлом. Вот, до каких извращений докатился...
Склеиваю баллерную коробку
При склеивании важно помнить, что на эпоксидном клею детали скользят лучше, чем коровы на льду (почти как плазма в магнитном поле), поэтому, все перемещения деталей желательно ограничивать.
Через сутки оклеил верх оголовка стеклотканью (против влаги и для усиления конструкции).
Вы наверняка заметили, что щёки коробки могли бы быть выше и могли обеспечить необходимую форму без оголовка? У меня же так вышло потому, что я ориентировался на другой конструктив и изменил решение после изготовления щёк.
Клею заготовки для румпеля и его удлинителя
Румпель и удлинитель будут состоять из двух ламелей. Эти ламели остались после изготовления мачты и гика. Сперва склею, потом придам им окончательную форму, но об этом расскажу в следующей статье.
Итог за период
- Время: 8 часов
- Деньги: 0 руб
Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)
- Время: 639 часов
- Деньги: 58681 руб