В ноябре прошлого года на выставке EICMA компания Honda стала первым производителем мотоциклов, выпустившим на рынок электронное сцепление. Дебютировав в качестве опции на CBR650R и CB650R, Honda E-Clutch объединила элементы технологии трансмиссии с двойным сцеплением с квикшифтерами, что позволяет переключать передачи вверх и вниз без необходимости использования рычага сцепления, а в остальном с использованием обычной коробки передач и ножного переключателя.
Перенесемся на несколько месяцев вперед, и теперь и BMW, и KTM начали обращать свой взгляд на эту технологию. Сначала был автоматизированный помощник переключения передач BMW (ASA) ,
который, как мы подтвердили, будет предлагаться в качестве опции как для R 1300 GS, так и для предстоящего R 1300 GS Adventure , а затем на этой неделе KTM представила свой прототип AMT
То, что началось как интригующая новая технология от Honda, внезапно превратилось в тренд с тремя немного разными приложениями от трех разных брендов. Все они используют ту или иную форму электронного сцепления, при этом процессор решает, какое проскальзывание сцепления требуется в любой момент времени (что отличает его от механических систем, таких как центробежное сцепление Rekluse).
Мы пока мало что знаем об «автоматической механической коробке передач» KTM, но предполагаем, что она объединяет системы BMW и Honda, используя приводы для управления сцеплением, автоматически открывая и закрывая его во время переключения передач. Похоже, что система KTM позволит водителю контролировать, когда переключать передачи, используя либо рычаг левой ноги, либо подрулевые лепестки на левом распределительном устройстве. Он также будет предлагать полностью автоматический режим для переключения передач без вмешательства водителя.
ASA от BMW также предлагает как автоматические, так и ручные режимы переключения передач, но в ней не используются подрулевые лепестки, а ручное переключение передач осуществляется с помощью обычного рычага с ножным управлением.
Версия Honda использует другой подход: снова используется ножной переключатель для переключения передач по выбору водителя, но сохраняется рычаг сцепления, чтобы водитель мог иметь возможность полностью ручного управления сцеплением.
Однако это лишь верхушка айсберга, поскольку мы ожидаем, что другие производители присоединятся к этому празднику со своими собственными электронными сцеплениями. Независимо от подхода, они предлагают одни и те же преимущества: легкое переключение передач без необходимости беспокоиться об управлении сцеплением и практически невозможность остановки двигателя. Новые гонщики выиграют от более легкого обучения, как и те, кому физически трудно управлять сцеплением руками. Минусом, конечно, является повышенная сложность и дополнительный вес. Honda, например, утверждает, что ее система E-Clutch добавляет около 2 кг