Государственный стандарт ГОСТ 17479.1-85 "Масла моторные. Классификация и обозначение" был разработан для систематизации классификации моторных масел в соответствии с их вязкостью, назначением и уровнем эксплуатационных свойств.
Согласно ГОСТ 17479.1-85, моторные масла обозначаются следующим образом:
- Буква "М" (моторное)
- Цифра или дробь, указывающая класс или классы вязкости (для всесезонных масел)
- Одна или две буквы, обозначающие уровень эксплуатационных свойств и область применения
Универсальные масла маркируются буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами (1 - для бензиновых двигателей, 2 - для дизельных).
Таблица 1 – категории вязкостных характеристик моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85.
Классы вязкости масел по ГОСТ 17479.1-85 представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам - в таблице 2.
В отличие от ГОСТ, международная классификация SAE J300 определяет вязкость моторных масел на основе двух параметров: зимней (W - "winter") и летней вязкости. Обозначения включают цифру, указывающую класс зимней вязкости, и цифру, обозначающую класс летней вязкости, разделенные символом "W" (например, 5W-30).
Система классификации API также широко применяется для моторных масел. Она определяет уровень эксплуатационных свойств масел в зависимости от их назначения для бензиновых (буква S) или дизельных (буква C) двигателей. Более высокие буквенные обозначения соответствуют более современным и улучшенным категориям масел.
Таблица 2 – классификация моторных масел в зависимости от их функционального предназначения и характеристик эксплуатации согласно ГОСТ 17479.1-85.
В нормативной документации в дополнение к стандартным обозначениям моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 нередко использовались и другие характеристики, например, М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п. Здесь дополнительные буквы и индексы указывали на особенности применения и свойств масел. Также встречались и нестандартные марки, такие как МТ-16п, М-16ИХП-3.
Причина сохранения этих старых обозначений заключается в том, что они содержатся во многих эксплуатационных инструкциях, картах смазки и другой документации на технику. Поэтому единовременно исключить все ранее принятые маркировки не представляется возможным.
Что касается соответствия отечественной классификации по ГОСТ 17479.1-85 международным системам, то в справочном приложении к стандарту приводятся данные о ориентировочном соответствии классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ классам вязкости по SAE и категориям API.
Следует отметить, что это не идентичное, а лишь приблизительное соответствие. Это объясняется тем, что диапазоны кинематической вязкости при 100°C, установленные в классификации SAE, как правило, шире, чем в ГОСТ 17479.1-85. Поэтому одному классу SAE могут соответствовать сразу два смежных класса по ГОСТ.
В таких случаях рекомендуется выбирать в качестве аналога то масло, фактическое значение вязкости которого максимально близко к заявленному. Это позволит наиболее точно подобрать взаимозаменяемые отечественные и зарубежные моторные масла.
Таблица 3 – сопоставление классификаций вязкости и категорий моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 со стандартами SAE и API.
Согласно классификации Американского института нефти (API), моторные масла делятся на две основные категории:
- "S" (Service) - для бензиновых двигателей
- "C" (Commercial) - для дизельных двигателей
Универсальные масла могут обозначаться комбинацией категорий, например, SF/CC, CG/CD.
В каждой категории классы обозначаются буквами латинского алфавита, стоящими после буквы, определяющей категорию (например, SF, SH, CC, CD).
Важно понимать, что моторные масла одного и того же класса API, производимые разными компаниями, могут значительно различаться по составу базовых масел, типам присадок и, соответственно, по конкретным эксплуатационным свойствам. Некоторые из них могут удовлетворять требованиям близко к предельным значениям, в то время как другие будут иметь существенный запас по ряду параметров.
Поэтому при подборе аналогов следует учитывать все специальные требования изготовителя техники к моторному маслу, такие как ограничения по сульфатной зольности, наличие или отсутствие определенных компонентов (например, цинк, молибден).
Также стоит отметить, что на отечественном рынке широко представлены моторные масла, маркированные по классам API, но не прошедшие соответствующие испытания и не имеющие сертификата API. Таким образом, наличие классификационного обозначения API на таких продуктах не является гарантией их фактического соответствия заявленному классу.
Таким образом, при выборе аналогов моторных масел компании CONDOR OIL по классификации API необходимо тщательно изучать не только заявленные характеристики, но и соответствующие сертификаты, подтверждающие их подлинность. Это позволит обеспечить оптимальное соответствие требованиям производителей техники и корректную взаимозаменяемость масел.
Масла: https://www.компания-кондор.рф/masla/
Не забывайте подписываться на наш канал, ставить пальцы вверх 👍 и делать репосты 🙂
Читайте также:
1.
2.
3.
4.
5.