("Внешние сферы", Outer Range, 2022, США; сериал, 2 сезона)
Что ж, пока Тейлор Шеридан в папо-карловых муках строгает 5-й сезон своего любимого "буратино" "Йеллоустоуна", некоторые его коллеги не прочь построить свой "Йеллоустоун с блэкджеком и клюшками". Такие, как прежде никому не известный Брайан Уоткинс. И его дебютное творение "Outer Range", переименованное в наших краях во "Внешние сферы" (что по смыслу, в принципе, близко).
"Блэкджек и клюшки" у Уоткинса оказались любопытными.
А именно: он скрестил криминальную драму о жизни современных американских фермеров с фантастическими "непонятками" в духе культового "Lost". Что, на первый взгляд, выглядело сочетанием несочетаемого - впряганием в одну упряжку пресловутых коня и трепетной лани.
Однако на практике затея Брайана выродилась во вполне гармоничную, масштабную и запутанную историю. С бурлящей кастрюлей интриг, приправленных сюрреализмом и пространственно-временными заморочками. А также украшенную букетом великолепных актёров во главе с матёрым Джошем Бролином - не менее харизматичным боссом-скотоводом, чем йеллоустоунский Кевин Костнер.
Старт "Внешних сфер" весной 2022-го оказался столь удачным, что вскоре их продлили на второй сезон, который осчастливил нас собой в мае нынешнего года. Разве только вместо восьми ожидаемых эпизодов в нём обнаружилось почему-то семь. Но "требовать долива после отстоя пены" вроде бы никто не побежал, и ладно.
Впрочем, эпизодная усушка была в нём наименьшим из зол. Куда сильнее бросались в глаза наметившиеся ещё в первом сезоне, подводные камни. Те же самые, о которые отбили в свое время копчики поклонники "Lost". Плюс - несколько собственных камешков, являющихся негативной "побочкой" именно этого сюжета.
Хорошо, что на некоторые первоначальные свои загадки "Внешние сферы" дают-таки ответы. Плохо, что при этом они набрасывают на вентилятор всё новые и новые загадки, при этом часто ломая логику собственных же фантастических допущений.
К примеру, перемещаться не-скажу-куда (дабы не спойлерить) здесь можно и через портал в земле, и просто свернув в лесу в неудачном месте. Тогда в чём кроется смысл именно портала? На кой блин, образно говоря, делать дверь в строении без стен? А почему портал заставляет спрыгнувших в него, живых людей выползать обратно с кряхтением, - логично, яма ведь, - зато мертвецов он телепортирует аж за много миль от себя?
Или вот загадочное вещество, из-за которого попрёт весь сыр-бор - оно то кристаллическое, то жидкое, то газообразное, причем в одной и той же среде. С чего вдруг? А ещё оно то исцеляет тяжелые недуги, то порой не может исцелить даже легкую травму - ух какая, понимаешь, капризная панацея!
Про многострадальный рэе-брэдбэриев "эффект бабочки" и не говорю. Он у Уоткинса тоже то работает безотказно, то вообще не работает, словно его в помине нет - зависит лишь от авторских "хотелок".
И куда, кстати, бесследно (!) испарилось гигантское стадо бизонов, о котором во втором сезоне Брайан тупо забыл?
Но досаднее всего, что и к концу второго сезона у сериала не появилось чёткого вектора развития сюжета. Некой глобальной цели, к чему герои изо всех сил бы стремились. Так, как, например, герои "Lost" или "Извне" искали выход из западни, куда они угодили, а семейка Даттонов в "Йеллоустоуне" билась насмерть со своими могущественными врагами.
Во "Внешних сферах" тоже есть и аномальная ловушка, и уголовная разборка, но решается всё это как-то буднично, мимоходом, и на главные сюжетные цели не тянет. И если в сезоне №1 их отсутствие не замечалось - зрителю хватало пищи для ума в виде всех стартовых интриг, - то в сезоне №2 загадок стало больше, а динамики почему-то меньше. То есть герои просто живут с осознанием того, что вокруг них творится Неведомая Фигня. И безостановочно рефлексируют из-за всплывших в финале сезона №1, семейных секретов. Попутно ищут полмиллиона долларов "до вторника" и неких пропавших людей... и всё. Причем зрители знают, где находятся эти люди - нам сию тайну давно раскрыли.
Отсюда и стойкое ощущение в сезоне №2 толчения воды в ступе, и вяленькая интрига-мостик на третий. Что, кстати, ещё не анонсирован, да и будет ли?
Ну а до тех пор, пока у многих из вас не проклюнется разочарование во "Внешних сферах", они развернут перед вами живописную панораму штата Вайоминг. С грандиозным хребтом Титон на заднем плане; при том, что снимали сериал в Нью-Мексико. Именно у его подножия раскинулись земли честных скотоводов Эбботов и их коварных соседей Тиллерсонов. Правда, по странной прихоти Уоткинса, вся скотоводческая рутина у него осталась за кадром. Лишь однажды нам покажут, как Эбботы всем семейством из 5 человек перегоняют стадо коров на другое пастбище... и всё. А кто присматривает и ухаживает за скотинкой - тайна сия не менее велика, чем прочие местные тайны. Ибо наемных ковбоев, как у Даттонов из Монтаны, у них нет. А сами они днями напролёт занимаются чем угодно, только не снабжением звездно-полосатой отчизны молоком и говядиной.
Как и Тиллерсоны. Судя по сюжету, они сколотили свои гораздо более жирные капиталы, пиная балду десятилетиями напролёт. А их коровы не только где-то сами пасутся, доятся и телятся, но и стройной колонной в урочный день идут на бойню. Успевая перед смертью обмакнуть копыта в чернила и подписать контракты на поставку своего мяса заказчикам.
Лепота, а не жизнь!
И вот однажды, будто некрасовский мороз-воевода, глава семьи Эбботов Ройал (Бролин) тоже обходил дозором свои владенья, как вдруг...
Да, всё было в точности по скриншоту №3: "как-вдругом" оказалась гигантская, бездонная, идеально круглая дырка на западном пастбище. И ощущение Ницше, что эта бездна тоже в свою очередь смотрит в тебя, у неё на краю возникало жуткое.
Однако, при всей сенсационности находки, Ройал о ней никому не рассказал (почему - узнаем в дальнейшем). А тут и другие проблемы, требующие срочной утряски, навалились.
Во-первых, проклятые Тиллерманы решили "отжать" у соседей пастбище. И именно то самое, западное - совпадение? Правда, между "решили" и "отжали" ещё должен был пройти суд, но подкупленные Тиллерманами чиновники оставляли Эбботам мало шансов его выиграть.
А, во-вторых, взрослые сыновья Ройала, Перри и Ретт, влипли в серьёзную криминальную передрягу. И тоже почти без шансов избежать наказания... если только не попытаться уйти от него, уничтожив все улики. И по-быстрому - буквально каждая минута на счету...
Ну и ко всему прочему на земле Эбботов напросилась пожить в палатке незнакомка Отэм (Имоджен Путс), хиппи с прибабахами. Неизвестно, что ей надо, но не связан ли её внезапный турпоход с загадочной дырой в земле? Если так, то Ройалу хотелось бы узнать о ней всё, что знает Отэм. Поэтому пусть пока живёт... В смысле - в своей палатке. А если её ненароком медведь задерёт, или она в эту дыру сверзится - будет, конечно, грустно... Но не настолько, чтобы из-за неё Ройала мучила совесть...
***
В общем, обещающий Большое Приключение, бодрый первый сезон; продолжающий обещать его же, но чуть выдохшийся и погрязший в рефлексиях второй сезон...
А в сухом остатке - всё-таки хороший, красиво снятый и сыгранный сериал. Достойный того, чтобы все любители фантастики и мистики с ним ознакомились. Хотя любителям "Йеллоустоуна" здешнее криминальное фермерство покажется чересчур простеньким, "бескоровным" и декоративным. Поэтому им рекомендовать "Внешние сферы" можно лишь под настроение и коньяк/пиво... Главное, последние не смешивать, а не то выход во "внешние сферы" уже не на экране, а наяву будет вам гарантирован.
Что же насчет озвучки... Я смотрел в "лостфильмовской" и вполне ею доволен.
Трейлер фильма: