Найти в Дзене
Ежедневник учителя

Методы, которые помогут первоклассникам изучить звуки и буквы

Оглавление

В данной статье рассмотрим эффективные приёмы, которые помогут первоклассникам познакомиться со звуками и буквами.

Для школьников фонетические знания очень важны. Именно фонетические знания способствуют формированию орфографической зоркости, тесно связаны с грамотным письмом, а также отражаются орфоэпических нормах.

Учитель начальных классов активно работает над фонетической базой своих учеников. Фонетика помогает усваивать правила правописания и понимать некоторые особенности русского языка.

Формирование речи зависит от развития фонематического слуха. Фонематический слух - это слух позволяющий воспринимать звуки языка и учиться анализировать их. Обучиться этому нужно уже в первом классе. Иначе это приведет к нарушению письма, большому количеству ошибок, и нарушению навыков чтения.

Следует отметить что большое значение имеет психологические особенности учащихся. Эти особенности рассматривал А.Р. Лурия. Он отмечал, что именно в возрасте 6-7 лет ребёнок должен как можно лучше разрабатывать свою речь и расширять навыки чтения.

Причины сложностей а овладении и понимании правильности произношения звуков

Одной из главных проблем детей является бедность словаря. Дети мало и редко читают книги. Этим самым не пополняют свой словарный запас новыми словами.

Также причиной может быть недостаточность развития того самого фонематического слуха.

А также нечёткое и неправильное произношение.

Звук это основа при обучении грамоте. На уроках учитель может проводить анализ слогов и слов, работу над дикцией, анализ звуков.

Работа со звуками тесно связана с буквенной работой. Очень важно учить правильно соотносить букву и звук, так как это полезно для развития навыка чтения, а также выработки грамотного письма.

Учащиеся начальной школы учится грамотно писать, а опорой для правильного написания является верное произношение.

С точки зрения науки, да и практики, часто замечаю, что из-за нарушения фонематического слуха дети не могут полностью овладеть навыками грамотного письма.

Из проговариваемых мною слов такие дети воспроизводят только те слова в которых чётко слышат звуки. Очень часто у них в тетрадках наблюдаю не восприятие слов, слитное написание двух (и больше) слов, слияние частей речи.

Родители обратите внимание!

В процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть такими умениями как:

  • Умение различать на слух глухие и звонкие, мягкие и твёрдые согласные,
  • Умение правильно произносить и выделять нужный согласный,
  • Умение верно определять место ударения в слове,
  • Умение отчётливо произносить слова,
  • Умение правильно объяснять соотношение звуков и букв при фонетическом разборе слова.

Основными умениями и навыками учащиеся овладевают уже в букварный период!

В этот же период учащийся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Отчётливо говорить (без искажения звуков),
  • Воспринимать звучащую речь,
  • Отчётливо произносить все сочетания звуков в русском языке,
  • Без ошибок списывать письменного и печатного текста.

Для знакомства со звуками использую различные методы

Загадки

1. - Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов:

вишня, иголка, карандаш, арбуз (Вика)

2. Игра "Доскажи словечко"

Озорная пушистая белка

Весело прыгает с ветки на ... (ветку)

Ветер по морю гуляет

И кораблик ... (подгоняет)

3. Рыжая плутовка, своровала курицу ловко. (Лиса)

Стихотворения с повторяющимся звуком:

1. Жа, жа, жа, мы в лесу нашли ежа.

2. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. Е. Благинина

Рассказы, у которых главное внимание направляю на восприятие определённого звука

В конце урока русского языка подводим проверку знаний, задав некоторые вопросы, тем самым проверяя внимание и усвоение пройденного материала:

- О каком звуке мы сегодня говорили? Какой это звук? Почему его называют гласным (согласным)? Какой это согласный? (Глухой - звонкий)? Каким он может быть? (Твёрдым - мягким)?

Таким образом, формирование таких понятий как "звук" и "буква" - одна из важнейших задач в начальной школе. Дальнейшая успешная учебная деятельность возможна только при высоком уровне развития речи, а она в свою очередь достигается в результате успешной работы со звуками и буквами.

Подписывайтесь на канал! Поддержите автора.

Спасибо за внимание