Вознесение Господне входит в число главных праздников Православной Церкви, посвященных Иисусу Христу. Оно отмечается через сорок дней после Пасхи. В 2024 году православные верующие отметят праздник 13 июня.
Православный праздник Вознесения Иисуса Христа
В этот день Церковь говорит о событии, произошедшем спустя сорок дней после распятия Господа Иисуса Христа и его воскресения из мертвых. На протяжении этого периода Спаситель являлся своим ученикам, учил их вере, подготавливая их сердца к сошествию на них Святого Духа. Бог не являлся ученикам в виде призрака, но телесно присутствовал с ними как подтверждение того, что он действительно победил смерть.
Кульминацией этих дней стало Вознесение Господа на горе Елеон на глазах у апостолов. В одной из книг Нового Завета - Деяниях апостолов - говорится, что Иисус стал подниматься на небо, благословляя своих учеников, и постепенно облако закрыло его от смотрящих. Во время восхождения Христа на небо рядом с его учениками появились два мужа в светлых одеяниях, заявившие им: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо».
Вознесение являются своего рода финалом спасительного подвига Христа на земле. После него апостолы возвратились в Иерусалим, где позже на них снизошел Святой Дух. В церкви этот день имеет название Пятидесятница.
О случившемся событии также написано в Евангелиях от Луки и от Марка.
Вплоть до начала V века события Вознесения Господня и Пятидесятницы представляли собой единый праздник. А событие сошествия на апостолов Свято Духа (Пятидесятницу) праздновали не один день.
Первые упоминания о раздельном праздновании этих событий встречаются в трудах и проповедях святителей Григория Нисского и Иоанна Златоустого.
Православная Церковь прославляет событие Вознесения Господня в течение 10 дней. В этот период, как и в пасхальный, священнослужители носят облачения праздничного красного цвета.
Интересна иконография, посвященная празднику Вознесения Господня. Вся композиция канонической православной иконы условно разделена на две части: небесную (где изображен Иисус Христос в лучах Божественной славы, окруженный двумя или четырьмя ангелами) и земную (где пребывают апостолы и Божья Матерь). Обычно в иконах композиция начинается в левом нижнем углу, а заканчивается в верхнем правом. Икона же Вознесения полностью оправдывает свое название, так как ее композиция идет вверх - туда, где расположен Господь.
Священные книги Нового Завета умалчивают о присутствии Богородицы в момент вознесения на небо ее сына. Однако Предание Православной Церкви заверяет верующих в том, что Божья Матерь была свидетелем этой небесной славы Христа.
Изображение Богородицы на иконе Вознесения выражает одну из идей Православной Церкви о том, что мать Христа – первая среди всех людей на земле и первая после Иисуса. Именно Божью Матерь принято считать заступницей всех людей, живущих или уже почивших в Боге.
Изображенные на иконе Вознесения первоверховные апостолы Петр и Павел олицетворяют собой закон и благодать церковной жизни. А сам Спаситель предстает перед смотрящими не как исторический Иисус, а как Творец и будущий Судья вселенной: восседает на троне, а вокруг него изображена сфера, символизирующая его божественную славу.
Окончательный вид канонической православной иконы Вознесения утвердился примерно в IX веке - после победы над иконоборчеством (религиозно-политическим движением, сторонники которого отрицали священный статус икон и их церковное почитание).