Оливье Мессиан (10 декабря 1908 г. – 27 апреля 1992 г.) – один из крупнейших и интереснейших французских композиторов XX века был очень многогранной личностью.
Ему принадлежит авторство таких теоретических трудов, как «Лады ограниченной транспозиции» и «Техника моего музыкального языка», «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» (Мессиан был большим любителем и ценителем птиц).
Как знаток культуры Древнего Востока и древних народов Южной Америки, он обогатил европейскую музыку новыми тембрами и интонациями, ритмами и гармонией.
Главная цель и задача статьи – популяризация творчества Оливье Мессиана, предоставление возможности понять, что красота музыки не только в консонансах и стандартных звучаниях, не только в лёгкости для понимания, которое сейчас получило большое распространение, но и в сложной, нередко диссонирующей, глубокой музыке.
Актуальность темы заключается в недостаточном исследовании музыки композитора российскими музыковедами, а также в почти полной неизвестности этого имени среди музыкантов молодого поколения.
В настоящее время в России композитор непопулярен по следующим причинам, среди которых самая важная – недоступность и непонимание исполнителями музыкального языка автора.
Во-вторых, Мессиан во многом опирался на свою синестезию (способность к цветному слуху), следовательно, полностью его музыку может понять только тот, кто обладает подобным даром, и также может видеть целые пейзажи и картины в нотах.
Третьей причиной является затруднение понимания тем, что ритмы сложны, размеротсутствует, гармония нестандартна, а мелодика очень своеобразна.
В-четвертых, во времена Советского Союза существовал запрет на религию, а композитор уделял огромное внимание духовным аспектам и Богу, поэтому его музыку не пропускали по политическим причинам.
Последняя причина – сложность в исполнении, для которого, несомненно, требуется очень высокий профессионализм, коим отличаются отнюдь не все исполнители молодого поколения современности.
Жизнь О. Мессиана была непростой. Родился будущий композитор в семье учителя английского языка и поэтессы. В раннем возрасте (11 лет) поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции к Полю Дюка и в класс органа к Марселю Дюпре. Окончив консерваторию в 1930 году, молодой Оливье пошёл работать органистом в церковь Святой Троицы в Париже, где проработал почти всю жизнь.
Его первой женой стала Клэр Дельбос, скрипачка, учившаяся в Парижской консерватории, где они и познакомились. Мессиан посвящал ей некоторые свои сочинения, например, «Тема и вариации» для скрипки и фортепиано, как подарок на свадьбу, и цикл песен «Стихи для Ми».
В 1937 году у композитора и Клэр родился сын Паскаль. Мессиан написал и для него вокальный цикл, получивший название «Песни земли и неба». Но, увы, первый брак закончился трагично. Клэр неудачно прооперировали, в связи с чем она начала терять память, и в результате – закончила жизнь в психиатрической больнице.
Случившееся произвело на Мессиана трагическое впечатление, и он написал вокальный цикл «Ярави: песнь любви и смерти», в котором показал свою скорбь по уходящей любимой, но не уходящей любви. Цикл стал первой частью знаменитой трилогии о Тристане и Изольде, где любовь предстаёт как символ вечности и безграничности.
В 1936 году соотечественник Мессиана Ив Бодрие выступил с инициативой создать творческое объединение, получившее название «Молодая Франция», в которое входили сам Оливье Мессиан, Ив Бодрие, Андре Жоливе и Дание-Лесюр.
Основными целями этого объединения были популяризировать сочинения молодых композиторов, освобожденных от академизма, вернуть чувства и эмоциональность музыке. В их творчестве видны предпосылки к неоромантизму.
Одним из своих кумиров участники кружка считали Г. Берлиоза, попытавшегося освободить музыку от принципов художественного канона (как используемый шаблон, по которому должно быть написано какое-либо произведение; понятие красоты и гармонии).
Участники выступали за человечность, за новый, освобождённый от всего романтизм, который несёт в себе «натуральность» и свободу действий. Композиторы Молодой Франции часто использовали неакадемическую гармонию, сложные ритмы и т.д.
Особенной темой для них была природа. Именно в природе композиторы видели подлинность настоящего мира. В своём творчестве они пытались воссоздать картины природы, используя большое количество импровизаций, диссонансы, непривычные ритмы и т.д. Но «Молодая Франция» не смогла долго просуществовать. В связи с конфликтами и недопонимание объединение условно разделились на две части: А. Жоливе и О. Мессиан, Дание-Лесюр и Ив Бодрие.
Вскоре началась Вторая мировая война, и в 1939 году Жоливе забрали на фронт, а Мессиан попал в концлагерь Шталаг VIII А, который располагался в немецком городе Герлиц (ныне — польский Згожелец).
Находясь в концлагере, Мессиан не переставал писать музыку. Один из немецких служащих передавал ему карандаш и бумагу, и вскоре на свет появилось сочинение «Квартет на конец времени» для фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета.
Также появилась идея к написанию трилогии о любви, вечности и смерти, получившей название «Тристан и Изольда», в которую вошли вышеперечисленный вокальный цикл «Ярави», «Пять песнопений для хора» и симфония «Турангалила».
Итак, можно сделать вывод, что основными темами в творчестве Мессиана стали вечность, любовь, не имеющая границ, религия и Бог, а также понимание предназначения птиц на Земле.
Птиц Мессиан называет «посланникамиБожьими, символами неба и небесной гармонии», а пение птиц – «источником всех мелодий»».
Он занимался орнитологией, и очень хорошо знал птиц, и даже их научные названия на латыни. Им написано немало произведений на эту тему. Среди них – несколько тетрадей «Каталога птиц» для фортепиано, «Экзотические птицы» для фортепиано, камерного оркестра и ударных, «Черный дрозд» для флейты и фортепиано.
Стоит отметить, что помимо перечисленных пьес, имеющих прямое отношение к птицам, им использовались образы птиц и в других произведениях: «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса Христа», симфония «Турангалила», Восемь прелюдий для фортепиано (Первая прелюдия «La Colombe» – «Голубка» (фр.)), «Квартет на конец времени» и т.д.
Мессиан объехал весь мир, записывая пение разных птиц, и стремился не только записать их пение в точности, (он, как обладатель очень чуткого абсолютного слуха, мог это сделать), но и хотел передать свое виденье этих птиц разными способами.
«Черный Дрозд»
Более подробно рассмотрим «тему птиц» в творчестве Мессиана на примере его сочинения, написанного в 1951 – 1952 годах, «Чёрный дрозд» для флейты и фортепиано.
В этой пьесе Мессиан использовал свою первую ритмическую нотацию (у него их три), подразумевающую запись точных длительностей без размера. Эту нотацию Мессиан особенно любил, и часто пользовался этим способом записи. Также присутствует приём добавочного ритма (короткая длительность в такте, добавленная к какому-нибудь ритму с помощью либо звука, либо паузы, либо точки). Добавочная длительность создаёт эффект необычного, непривычного для слуха ритма.
Наш слух привык к простым размерам, число долей которых делится на два или три. Использование приёма «добавочная длительность» обусловлено склонностью к импровизации самих птиц, в частности, чёрных дроздов. Мессиан говорил про дрозда: «Несмотря на некоторые характерные ритмы, строфы всегда обновляются и ритмическая изобретательность неистощима!».
В число приёмов пьесы вошли необратимые ритмы (палиндромные, симметричные ритмы, где крайние длительности такта одинаковы, средняя – свободна). Это ещё один приём, который является для Мессиана очень важным. Использование необратимых ритмов, палиндромность приводит к единству движения, где начало и конец сливаются, потому что они одинаковые.
Необратимость тесно связана с ладами ограниченной транспозиции. Ближе к концу появляется канон, точно повторяющий тему, проводимую у фортепиано, с разницей проведения в десять шестнадцатых. Далее появляется другая тема, и разница в проведении становится уже в две восьмые.
Форма свободная, с кульминацией (кодой) в конце. Спокойный темп («modéré»; «presque lent, tendre») сменяется подвижным («Vif»).
Сам Мессиан называет темп «Vif» «порывом ветра». Этот темп применяется в самом конце произведения, в коде. Художественно можно связать порыв ветра и птицу. Это момент, где птица показывает все свои возможности, все силы в пении и ритме.
На выбор инструментов (флейта и фортепиано) повлияла композиционная техника сонорика (техника, использующая главным образом красочные звучания, которой Мессиан увлёкся в начале 50-тых годов), а также сам тембр флейты. Её тембр, (лёгкость, изящность, сам звук, напоминающий пение птиц), достаточно соответствует образу птицы и характерен для неё.
Технические приёмы также позволяют более детально передать пение птицы. «Frullato» создаёт эффект щебетания. Помимо «frullato» используются флажолет и многочисленные форшлаги. Флажолет добавляет некой сиплости, а форшлаги помогают разнообразить мелодическую линию, делая её более резвой.
Необходимо отметить, что тема использования интонирования птиц, как источника композиторского вдохновения не является новой в музыкальной культуре Франции. Выдающиеся французские композиторы, такие как Л. К. Дакен, Ф. Куперен, Ж.- Ф. Рамо и другие, часто обращались к теме птиц, но никто не делал это так подробно, детально и продуманно, как Мессиан.
Его глубокий взгляд делает эту тему еще более актуальной на фоне сложной и многоплановой музыки XX века. Обогащение тематизма и фактуры новыми композиторскими приемами, расширение исполнительских возможностей – не единственные плюсы использования этого музыкального материала, как новаторского и актуального и до сих пор в современной музыкальной культуре Франции и всего мира.
«...Таинство,
Лучи света в ночи,
Отражение радости,
Птицы безмолвия...»
О. Мессиан
Список литературы и источников:
1. Éditions Alphonse Leduc, Olivier Messiaen, «Le merle noir». Paris, 1952 - режим доступа:https://allforflute.ru/noty_files/noty-fleita-fortepiano/ (дата обращения – 05.01.2024)
2. Акопян Л. О. Молодая Франция // Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. – М.: Практика, 2010. – с. 359 – 360. – 856 с.
3. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. / Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. – 576 с.
4. Мессиан О.: Technique de Mon Langage Musical. Paris, 1942
5. Мессиан О.: Traité de Rythme, de Couleur, et d´Ornitologie. Paris, 1994. T. 1
6. Мессиан О.: Техника моегомузыкального языка. Перевод и комментарий М. Чебуркиной. М., 1994.
7. Мессиан О.: Traité de Rythme, de Couleur, et d´Ornitologie. Paris, 1995. T. 2
8. Мессиан О.: Traité de Rythme, de Couleur, et d´Ornitologie. Paris, 1996. T. 3
9. Хилл П., Симеоне Н.: Мессиан. – Yale University Press, 2005. – 435 с.
10. Холопов Ю.: Оливье Мессиан [Электронный ресурс]: – статья – режим доступа: https://www.belcanto.ru/messiaen.html (дата обращения - 02.01.2024)
11. Цареградская Т. В.: Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. – М.: Классика-XXI, 2002. – 376 с.