Вторая мировая война - война, унесшая жизни миллионов людей, принесшая боль всему миру, уничтожившая дома, семьи, города! Это событие также коснулось искусства, композиторов и их музыки. В нашей стране обычно принято говорить об отечественных композиторах и Великой Отечественной войне, но не стоит забывать и о том, что в Западной Европе тоже было антифашистское движение.
Оливье Мессиан (1908 - 1992) — французский композитор XX столетия, пианист и органист, теоретик и педагог, один из обладателей синестезии (способность к цветному слуху), а также любитель орнитолог.
В 1939 году Мессиана, как гражданина Франции, призвали на фронт. К несчастию, в 1940 году французскую армию разгромили под Верденом, и он попал в концлагерь Шталаг VIII-A.
Находясь в плену, Оливье продолжал сочинять. По случаю невероятного везения, один из немецких солдат дал композитору бумагу и карандаш. Так и появилось одно из самых известных и значимых произведений Мессиана – «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
Такой необычный состав обусловлен нахождением в концлагере музыкантов: кларнетиста Анри Акока, скрипача Этьена Паскье, виолончелиста Жан ле Булера, и конечно, самого Мессиана – пианиста.
Мессиан был религиозным человеком, на протяжении почти всей жизни каждое воскресенье он ходил в церковь Святой Троицы и играл на органе свои сочинения, а иногда и импровизировал. В каждое свое сочинения Мессиан вкладывал частичку Бога, так как считал, что в любом звуке есть частичка божественного. «Квартет на конец времени» не обошелся без этого.
Основной сюжет построен на Библейском «Откровении Иоанна Богослова»(«Апокалипсисе»)! Апокалипсис – конец света, конец старой жизни. Мессиан неспроста выбрал для своего квартета именно восемь частей. Число «8» в Священном Писании – символ начала нового человечества (именно восемь человек после Всемирного Потопа начали новую историю человека).
Каждая часть представляет собой одну из предпосылок, признаков конца света:
1. Начало квартета — «Литургия кристалла» –экспозиция-описание: «Между тремя и четырьмя часами утра просыпаются птицы: импровизирует солист – Дрозд или Соловей, окруженный шумной пылью, ореолом трелей, затерянных высоко на деревьях. Перенесите это на религиозный уровень, и у вас будет гармоничная тишина неба». Эта часть воплощает Абсолют, «субстанцию» времени. Её главная особенность – обособленность от остальных частей квартета. Часть не рассказывает о событиях, а лишь описывает время и чистейший мир.
2. Третья часть — «Бездна птиц». Птицы в жизни Мессиана - посланники божьи, но также они имеют значение в Библии. Мессиан писал:
«Бездна — это время, с его печалями, его усталостью. Птицы—это противоположность времени; это наше стремление к свету, звездам, радугам и ликующим голосам!»
3. Шестая часть — «Танец ярости для семитруб». Трубы предупреждают погрязшее в веках человечество о приближении царства Антихриста. «Ритмично, самый характерный фрагмент в этой части. Четыре инструмента в унисон воздействуют на звуки гонгов и труб (первые шесть труб Апокалипсиса сопровождаются различными бедствиями, труба седьмого Ангела возвещает о поглощении тайны Бога). «Каменная» музыка, грозный звонкий гранит; непреодолимое движение стали, огромные глыбы фиолетовой ярости, ледяного опьянения. Особенно слушайте ужасный фортиссимо темы, увеличивая и изменяя регистр её различных нот ближе к концу песни»;
4. Седьмая часть — «Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец света». Радужный Ангел протягивает руку в минуты отчаяния, когда нам кажется, что мы одни и помощи ждать не от кого.
5. Последний номер (восьмой) — «Хвала бессмертию Иисуса». Под этим номером подразумевается второй приход Иисуса Христа, спасение от прошлых невзгод и начало нового мира, очищенного от грязи.
Тематизм квартета разнообразен: «субстанция» времени («Литургия кристалла»), «конец» времени («Танец ярости для 7 труб», «Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец света»), Бог («Хвала бессмертию Иисуса»).
Драматургия и фабула квартета выстроена так:
Первая часть — эпиграф;
Со Второй по Шестую — экспозиция и развитие;
Седьмая часть — кульминация;
Восьмая часть — развязка.
Как и в других своих сочинениях, Мессиан использовал авторские приёмы. В их число входят необратимые ритмы, добавочные ноты, увеличенные и уменьшённые ритмы, отсутствие в некоторых номерах размера и прочее. Такая ритмическая организация связана с созданием художественного образа. Постепенно усложняя, делая ритм всё более нелогичным и запутанным, Мессиан создаёт скрытый смысл, заключающийся в использовании конце «музыкального света», основанного на мерной классической метрической пульсации.
Когда квартет был написан, более 5000 пленных пришло на премьеру, состоявшуюся 15 января 1941 года. Как утверждают источники, в тот день стояла температура в –30 градусов, но ни один не ушел с премьеры! Кроме того, благополучный конец квартета смог поднять пленным настроение и дал надежду на победу и счастливое будущее!
«Квартет на конец времени» Оливье Мессиана – исключительное произведение искусства, где автор сумел в тяжелейших условиях войны написать объёмное камерное сочинение, продумав каждую делать и сделав её своим авторским, оригинальным приёмом. Сила духа, упорство, противостояние, вера в спасение, вера в Бога и его присутствие непосредственно в композиторе помогло Мессиану продолжать творить музыку, которая никогда не перестанет быть актуальной и востребованной!
Источники информации:
1. Екимовский В.: Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. – М.: Сов. Композиторов, 1987. – 304 с.
2. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. / Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. – 576 с.
3. Холопов Ю.: Оливье Мессиан [Электронный ресурс]: – статья – режим доступа: https://www.belcanto.ru/messiaen.html (дата обращения - 05.05.2024)