Найти тему
Григорий И.

Мой университет. Диплом. Лекция 8. Гоголь. Отец, мать, соседи

Григорий Иоффе

«Большой мастер на малые дела»

Первый, кто мог оказать значительное влияние на Николая Гоголя, – это, несомненно, его отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский. Он был человеком неплохо образованным, много читал, многим интересовался, усердно занимался хозяйством (причем, не только своим; нередко приходилось ему вести различные дела соседа своего, дальнего родственника жены, вельможи Д.П. Трощинского). Ко всему этому следует прибавить интерес к сочинительству. «…Мой муж, – вспоминала Мария Ивановна Гоголь, жена Василия Афанасьевича, – писал много стихов и комедий в стихах на русском и малороссийском языках».

В нем постоянно жила потребность чем-либо заниматься. Заканчивая характеристику записной книжки, которую В.А. Гоголь вел в последние годы своей жизни, П.Е. Щеголев пишет: «Одной этой записной книжки достаточно было бы для характеристики Василия Афанасьевича, хлопотуна по чужим делам, живого человека, поглощенного интересами повседневной жизни, не чуждого книг и литературы, любопытного и любознательного, интересующегося предметами, далекими от его жизненного обихода…»

«Он обладал даром рассказывать занимательно, о чем бы ему не вздумалось, и приправлял свои рассказы врожденным малороссийским комизмом», – так отзывался о Василии Афанасьевиче один из первых биографов его сына П.А. Кулиш.

Этот «врожденный» комизм передался и Николаю Гоголю. Первое, в чем он проявил себя наиболее ярко в гимназии, была способность угадать характер человека, сыграть его, показать, используя различные движения, слова, жесты, его наиболее яркие черты.

«Любитель всего изящного, сентиментальный мечтатель, устраивавший в своем саду “долины спокойствия”, запрещавший мыть белье на хуторском пруде, чтобы стуком вальков не вспугнуть соловьев, услаждавших его “деликатную душу”» – еще один штрих к портрету Гоголя-отца (Н.С. Ашукин, Биографический очерк о Гоголе, 1936).

В качестве итога к разговору о личности Василия Афанасьевича можно привести достаточно характерное высказывание его жены: «Муж мой… писал иногда стихи, но, ничего серьезного. Вообще он, подобно многим из средних людей, обладал различными способностями; был большим мастером на малые дела и превеликим искусником»…

Но одно дело написать сусальный стишок на случай, и совсем другое – комедию. Причем, комедию, ставившуюся на сцене, имевшую успех, пусть не в столичном театре, а в крепостном поместном театре Трощинского – это не столь важно. Ведь среди зрителей этого театра было немало людей просвещенных, в том числе и профессионалов в литературе (В.В. Капнист, например).

Образцом малороссийской комедии стали в те годы пьесы И.П. Котляревского. Любопытный факт: один и тот же сюжет послужил основой для «Москаля-чарiвника» Котляревского, для комедии «Простак, або хитрощi жiнки, перехитренi москалем» Гоголя-отца, а впоследствии – для «Сорочинской ярмарки» Гоголя-сына…

Гоголь-сын хорошо знал комедии отца, очень ценил их, и одну из них поставил на сцене Нежинской гимназии.

-2

Дом в Васильевке. Рисунок Н. Гоголя

Соседи. Трощинский и Капнист

В сорока километрах от Васильевки, имения Гоголей, была расположена крепостная вотчина одного из богатейших украинских помещиков, царского вельможи, занимавшего министерские посты при Екатерине II и Александре I, Дмитрия Петровича Трощинского. Двери дома в Кибинцах были широко открыты для гостей. Но соседей привлекало не только гостеприимство хозяина. Ведь усадьба Трощинского в годы его приездов на Украину становилась одним из местных культурных центров, где были театр, домашний оркестр, богатая библиотека, редкие дорогие картины.

-3

Д.П. Трощинский. Художник В.Л. Боровиковский

Гоголи часто бывали в Кибинцах. И Николай еще мальчиком имел возможность познакомиться с картинной галереей Трощинского, видел спектакли его театра и слушал музыку его оркестра, наконец, имел возможность пользоваться книгами из его библиотеки… Кроме того, и сама фигура Трощинского, человека, «собственным умом и трудом из простого казака достигшего первых ступеней в государстве», являла собой «пример живой и поразительный для мальчика, одаренного воображением и честолюбием Гоголя!».

К кругу авторов и актеров театра Трощинского мы можем добавить еще одно имя, хорошо известное в те годы в России. В дружеских отношениях с Трощинским и Гоголями был автор знаменитой сатирической комедии «Ябеда» Василий Васильевич Капнист, проведший последние годы жизни в своем имении Обуховке, находящемся по соседству. Мария Ивановна Гоголь в своих воспоминаниях пишет: «В оранжерее представляемы были, между прочим, Филимона и Бавкиду – В.В. со старшей своей дочерью… иногда экспромтом сочиняли комедии и играли в Кибинцах в театре Трощинского, во дворе его выстроенном, в нем играли и дворовые люди довольно хорошо, но больше были благородные актеры, дети В.В., иногда и он сам…»

-4

В.В. Капнист. Художник В.Л. Боровиковский

Внезапная смерть от воспаления легких застала Капниста в Кибинцах. При его последних минутах присутствовал среди прочих и будущий вождь восстания Черниговского полка С.И. Муравьев-Апостол. «В доме Трощинского, как и в доме Капнистов, родители Гоголя и он сам в ранние годы могли встречаться с такими деятелями Южного общества, как С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, М.П. Бестужев-Рюмин, Н.И. Лорер» (Г.М. Фридлендер. «Из истории раннего творчества Гоголя, 1954). Членами раннедекабристского общества – Союза благоденствия – были старшие сыновья Капниста Алексей и Семен. В Обуховку не однажды приезжал П.И. Пестель… Общение с ними, или даже рассказы родителей о встрече с людьми новых взглядов, безусловно оказало свое влияние на формирование мировоззрения юного Гоголя. А после 1825 года, когда то, о чем декабристы раньше только говорили, они попытались осуществить, влияние их идей не могло обойти стороной еще в гимназии державшегося демократом Гоголя.