Вот уже 15 лет прошло с момента выхода в свет ныне легендарного творения одного японца, чье имя Хидетака Миядзаки. Релиз Demon's Souls не был примечательным событием. Дошло до того, что компания Sony отдала права на издание проекта в США компании ATLUS, не веря в его успешность. Как же они ошибались.
Сейчас, по прошествии стольких лет, оглядываясь назад, мы видим к чему это привело. Игра, в которую никто не верил, которую отдали сторонней компании, произвела небольшую революцию, породив, по сути, новый жанр.
Но почему? Почему, спустя столько лет, никто кроме FromSoftware и в первую очередь самого Хидетаки Миядзаки так и не смог повторить успех серии «Soulsborne» («Demon's Souls», трилогия «Dark Souls», «Bloodborne», Elden Ring, думаю «Sekiro» не особо подходит в эту категорию)? За что многие полюбили жанр «Souls-like», почему он практически уничтожил классический слэшер и почему, после прохождения данных игр больше невозможно адекватно воспринимать высокую сложность во многих других боевиках?
Первое, что придет на ум незнакомому с серией человеку, так это то, что данные игры невероятно сложные. Многие скажут, что они не хотят портить себе нервы, пытаясь в который раз победить одного и того же босса. Многие сдадутся, так и не дойдя до него. Но… Что же получит игрок, преодолевший все эти трудности?
Проходя игру, вы вольны вылепить из своего персонажа все, что угодно. Вы можете надеть тяжелый доспех, взяв в руки двуручный меч, что в два раза выше вашего персонажа. Вы вольны вооружиться магическим посохом или постичь путь пламени или изучить чудеса. Однако интересная особенность также заключается в том, что при желании все это можно комбинировать.
Данные возможности позволяют игроку подстраиваться под любую игровую ситуацию, тем самым порой серьезно облегчая себе прохождение. Таким образом, мы приходим к мнению, что данные игры вовсе не такие сложные, какими их себе воображают люди. Да, в них имеются неудобные на первый взгляд механики и некоторые, так сказать, ужимки, призванные выбить игрока из привычной ему зоны комфорта. Но стоит вам привыкнуть, обжиться в мире этого мрачного фэнтези, как вы осознаете то, что данные игры отнюдь не сложные. Всё зависит исключительно от конкретного игрока и его вкусов, поскольку есть уйма способов усложнить себе прохождение. Вы можете быть как «хардкорщиком», проходя игру буквально голым, так и просто пройти игру всеми доступными способами. И это вполне нормально.
Что же мы получаем в итоге? Возвращаясь к вопросу о трудности прохождения данных проектов, давайте рассмотрим, чем же в первую очередь различаются уровни сложности в большинстве других игр? Чаще всего, к сожалению, лишь разницей в получаемом и наносимом игроком уроне. Повышая уровень сложности в других играх, зачастую, больше не меняется ничего. Монстры не изучают новые навыки, не меняют тактику, ничего. Разумеется, не без исключений. Но это лишь исключения.
Так чем же так привлекают соулсы? Все просто, они предлагают игроку максимальный баланс. В большинстве игровых ситуаций, игрок и его оппонент находятся в более-менее равных условиях. Можно сказать, здесь работает схема «либо ты его, либо он тебя». И работает она великолепно, поскольку и игрок и его враг в любой момент запросто могут победить. Конечно, не всегда. Порой сила врага значительно превосходит навыки и/или экипировку игрока. Именно здесь и приходит на помощь возможности различных классов а так же, иногда существует возможность воспользоваться помощью союзников. Как реальных, так и искусственных. Да, онлайн, позволяющий вторгаться к другим игрокам или призывать их, как для помощи так и для поединка, также дополняет это уравнение баланса игровых механик и придает игре атмосферности, держа игрока в постоянном напряжении, всё время заставляя ожидать неожиданного вторжения. Так или иначе, все это в совокупности позволяет развивать не только персонажа, но и свои собственные навыки, привыкая к противникам, миру и всему, что изначально казалось невероятно трудным.
Всё это породило новый подход, приведший к почти полному исчезновению классических слэшеров, ибо сражаться с соперниками на равных зачастую куда более интересно, нежели беспрепятственно уничтожать их тысячами. Так почему же никто так и не превзошел создателя? Ответ всё так же прост. Серия соулсборнов имеет множество особенностей, повторить которые в полном объеме мало кто может. Это и вышеупомянутый баланс и великолепная атмосфера и весьма необычный способ подачи сюжета и великолепный левел-дизайн (в особенности в первом «Dark Souls», ибо мир этой игры заслуживает отдельного разбора), и максимально отзывчивая боевая система и необычные онлайн элементы и великолепный лор и музыка. А также другие, менее заметные элементы. Сторонние студии в процессе разработки зачастую концентрируются лишь на определенных особенностях, порой напрочь забывая о других. Серии «Nioh» не хватает баланса, в «The Surge» отсутствует сколько-нибудь интересный мир, и так далее. Данную тенденцию можно заметить, пусть и не так ярко, но даже в случае с «Dark Souls 2», к разработке которой сам Миядзаки был практически не причастен, а ответственные за игру малость не дожали (хотя сама игра по-прежнему отличная).
Подводя итог, можно лишь догадываться, как у Миядзаки получилось собрать все различные элементы в столь необычный игровой коктейль. Со слов самого японца, некоторые механики он придумал, вспоминая опыт из личной жизни. Одно можно сказать наверняка — креативный подход иногда может сотворить чудеса. Теперь же нам предстоит ожидать следующих его работ, оглядываясь на проекты сторонних разработчиков, и кто знает, возможно, в ближайшее время появится, наконец, достойный последователь соулсборнов.