Найти тему

Что такое аура произведения искусства?

Оглавление

Концепция «ауры» в искусстве многогранна и может быть понята с разных точек зрения. Это понятие, ставшее одним из ключевых в эстетической теории, ввёл философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин.

В двух словах, аура — это уникальность и аутентичность произведения; это то неуловимое, что делает произведение искусства произведением искусства. Но, давайте разбираться подробнее.

Вальтер Беньямин и его понимание ауры

Сам термин аура Беньямин заимствовал из мистики. Впервые он упомянул его в «Краткой истории фотографии» (1931), но более широко он развернул идею в эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936).

-2

Беньямин пытался осмыслить разницу между оригинальным произведением и его копией. Он считал, что технические возможности тиражирования приводят к тому, что произведения искусства перестают быть уникальными, событийными и целостными. Они теряют своё сакральное значение. А именно культ, по мнению философа, и является истоком подлинного произведения искусства. Только при «околорелигиозном поклонении» оригиналу зритель может испытать трепет, катарсис, тогда как тиражированное изображение такого опыта не предоставляет. Так и работает аура подлинного произведения.

Кроме того, аура по Беньямину, это некая невозможность обладать произведением, в том числе в плане значения и смыслов. По мнению философа, между зрителем и произведением всегда есть некая дистанция: на искусство хочется смотреть бесконечно, но этого всё равно мало; и даже если знаешь историю, традицию, то все равно не можешь разгадать произведение до конца. По Беньямину, недостижимость, невозможность обладать — делает произведение искусства произведением искусства. Репродукциями может обладать каждый. Но подлинное же искусство сопротивляется этому, в нем есть некая мистическая, непостижимая глубина, которую можно назвать аурой и почувствовать только при непосредственном контакте с оригиналом.

-3

Основные аспекты концепции ауры у Беньямина, тезистно:

  • подлинность: аура связана с уникальностью произведения искусства, делая его незаменимым и невоспроизводимым;
  • исторический контекст: аура включает в себя историю и традицию, окружающие произведение искусства, которые способствуют его значению и важности;
  • присутствие: аура включает в себя присутствие произведения искусства в конкретном времени и месте, «здесь и сейчас произведения искусства – его уникальное бытие в том месте, в котором оно находится».

Влияние воспроизводства на ауру

Беньямин утверждает, что механическое воспроизведение (например, печать, фотография, кино) уменьшает ауру произведения искусства. Репродукции отделяют произведение от его оригинального контекста, уменьшая его уникальное присутствие и ритуальную ценность. Репродукция как нечто повторяемое и неаутентичное входит в конфликт с уникальностью и недоступностью оригинала.

Беньямин даже диагностировал окончательную смерть ауры. Однако, оценивал он это неоднозначно. С одной стороны, ему нравилось, что искусство становится более доступным и демократичным, доступным массам. С другой стороны, ему не нравится, что, потеряв свой аристократизм, искусство стало средством развлечения — оно больше не требует повышенной концентрации чувств и напряжения зрителя.

-4

Аура произведений искусства и музеи

Тут хочу не просто рассказать о позиции Беньямина по этому вопросу, но привести и другие мнения. Потому что высказывания философа — это не истина в последней инстанции, но повод для рассуждений. И эти рассуждения не заканчиваются до сих пор, а становятся всё более актуальными с появлением новых видов искусства, например цифрового.

Итак, про музеи. Есть мнение, что они играют ключевую роль в сохранении и передаче ауры произведений искусства. Безусловно, такие институты сохраняют оригиналы в целости и позволяют зрителям знакомиться с произведениями в обстановке, подчеркивающей их историческую и культурную значимость.

-5

Однако, по Беньямину, нельзя сказать, что мы можем почувствовать их подлинную ауру, ведь произведения вырваны из их аутентичного «здесь и сейчас». В музеях произведения искусства теряют свою уникальную связь с конкретным временем и местом. А в современных условиях постоянного перемещения и смены контекстов они ещё и приобретают новые значения и интерпретации, что приводит к разрушению старой ауры.

Но есть мнение, что новые контексты и интерпретации могу привести к «реауризации», то есть возвращению произведению ауры. Даже если она была утрачена в массовой культуре или при воспроизведении, новый контекст может породить новую ауру, с которой зритель сможет почувствовать тот самый трепет.

-6

Еще несколько мыслей и поводов к рассуждению о понятии ауры в искусстве:

  • Живопись и скульптура: Традиционные формы искусства часто рассматриваются как обладающие сильной аурой из-за их осязаемой природы и исторического контекста.
  • Ещё о музеях: опыт просмотра искусства в галерее или музее создает уникальную атмосферу, в которой нечто изначально не являющееся произведением искусства может наделяться аурой искусства благодаря курируемой среде и физическому представлению.
  • Фотография и кино: первоначально эти виды искусства считались лишенными ауры из-за их воспроизводимости. Сейчас же считается, что эти медиа развили свои собственные формы ауры.
  • Цифровое искусство: с ростом цифрового искусства и NFT возникли дискуссии об ауре цифровых произведений, актуален вопрос о том, есть ли подлинность у таких произведений и как сохранять ее в цифровом контексте.
-7

Заканчиваю

Аура в искусстве — это сложная и до сих пор эволюционирующая концепция. Хотя промышленное тиражирование и цифровые технологии изменили наше восприятие и взаимодействие с искусством, понятие ауры продолжает влиять на обсуждения ценности и значимости художественных произведений.

А вы верити в ауру искусства? Так ли важно для вас это эфемерное понятие, или техническая и эстетические стороны произведений интересуют вас больше? Можем быть вы когда-нибудь чувствовали ауру? Поделитесь своими мыслями по теме, мне будет очень интересно!