Найти тему
Записки о театре

Всё – автопортрет, всё – дневник

Каждая строчка – это ты, автор. И если тексты – это продолжение нас, то персонажи – это тоже в некотором роде мы сами. И как артист ищет в себе черты героя (пусть даже порой не самого симпатичного), так и поэт пишет от первого лица, даже когда он невидимый рассказчик, а фокализация беспрестанно смещается от одного лица к другому.

Фото – Роман Горбатовский, Пермский ТЮЗ
Фото – Роман Горбатовский, Пермский ТЮЗ

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в Пермском ТЮЗе, как мне кажется, это не только повод поговорить про Пушкина по случаю его 225-го дня рождения или вспомнить один из любимых сказочных сюжетов, но и попытка выйти за пределы привычного читательского опыта, когда чтение уже становится актом со-творчества. И тогда сцена оказывается проводником в демиуржеский мир, где текст рождается здесь и сейчас, пусть он уже давно написан и все мы его знаем, но... с каждым разом мы вновь и вновь проживаем текст или это текст вновь и вновь возрождается через нас.

Актёры здесь в образе Пушкина, они же все семь богатырей, они же царь с царицей, царевна, мачеха, королевич Елисей, Солнце, Месяц, Ветер и даже гора... Как слово податливо в ткани поэтического текста, так и артисты пластичны в сказочном сюжете, который они создают на сцене без реквизита и декораций, через слово, действие и воображение. И вот уже кисти рук в белых перчатках становятся небесными звёздами, а предплечья переплетаются цепями, на которых качается невидимый но почти осязаемый хрустальный гроб.

Автор: Марина Щелканова