Найти в Дзене

11 июня 1939 года – родился Джеки Стюарт

11 июня 1939 года - родился Джеки Стюарт
11 июня 1939 года - родился Джеки Стюарт

11 июня 1939 года родился Джеки Стюарт – шотландский автогонщик, 3-кратный чемпион Формулы-1, чемпион серии Tasman Series, участник гонок «24 часа Ле-Мана» и «Инди-500», кузовного чемпионата BRSCC и американской серии Can-Am.

Джон Юнг Стюарт родился в Шотландии, в Милтоне, графство Данбартоншир. Его отец был мотогонщиком-любителем и торговал автомобилями, а старший брат, Джимми Стюарт, местным гонщиком, который участвовал в гран-при Великобритании 1953 года чемпионата мира Формула-1.

В юности Джеки Стюарт испытывал проблемы с учебой из-за дислексии (ее у него диагностировали лишь в возрасте 41 года, после того, как она выявлена у его сына Марка). В 13 лет Стюарт выиграл соревнования по стрельбе из пневматического оружия, стал призером в стрельбе из лука, выигрывал чемпионаты в стрельбе по тарелочкам.

С 1961 по 1963 год Джеки Стюарт вполне успешно выступал в местных гонках, а в 1964 году Кен Тиррелл, руководитель команды в младших классах, связался с Джимми Стюартом и предложил его младшему брату пройти тесты. По результатам этих тестов с Джеки Стюартом Кен заключил контракт.

Джеки Стюарт, формула-3 и формула-2
Джеки Стюарт, формула-3 и формула-2

В 1964 году Джеки Стюарт, выступая за команду Tyrrell, дебютировал в британском чемпионате Формулы-3 на болиде Cooper T72, где из восьми гонок выиграл семь и завоевал титул чемпиона. Также он выходил на старт французской Формулы-3.

В том же 1964 году Джеки Стюарт дебютировал в британской Формуле-2, выступая на Lotus 32 за команду Lotus. В 1965 году он также выходил на старт Формулы-2, но за команду Кена Тиррелла.

В 1965 году Джеки Стюарт в экипаже с Грэмом Хиллом стартовал в 24-часовом марафоне Ле-Ман за рулем уникального прототипа Rover-BRM с газотурбинным двигателем. Они выступали в категории P2,0, финишировали вторыми в своем классе и 10-ми в абсолюте.

Джеки Стюарт, 24 часа Ле-Мана
Джеки Стюарт, 24 часа Ле-Мана

Но главное – это дебют Джеки Стюарта в Формуле-1, который состоялся в 1965 году на гран-при Южной Африки. В своей первой гонке, выступая на болиде BRM P261 с мотором V8, Джеки финишировал 6-й, а уже в следующей гонке – гран-при Монако, Стюарт финишировал на подиуме, став третьим. На гран-при Италии 1965 года Джеки впервые победил в Ф1, а сезон он завершил на 3-м месте.

Джеки Стюарт, формула-1, BRM
Джеки Стюарт, формула-1, BRM

За команду BRM Джеки Стюарт выступал три года – по 1967 год. В 1965 году он выиграл гран-при Монако, а вскоре команда перешла на революционный 16-цилиндровый мотор BRM, который оказался ненадежным. Джеки за два года лишь однажды сумел доехать до финиша (он стал вторым в гран-при Бельгии 1967 года).

В 1968 и 1969 году Стюарт выступал за команду Matra. В 1968 году он выиграл три гонки и завершил чемпионат на второй позиции, а в 1969 году завоевал свой первый чемпионский титул в Ф1, выиграв 6 гран-при Ф1.

Джеки Стюарт, формула-1, Matra
Джеки Стюарт, формула-1, Matra

Следующие четыре года Джеки Стюарт выступал в Формуле-1 за команду Tyrrell. За этот период Джеки выиграл 16 гонок Ф1, еще дважды становился чемпионом мира (в 1971 и 1973 году). Но после сезона 1973 года Стюарт завершил гоночную карьеру, но стал активным борцом за повышение безопасности гонок.

Джеки Стюарт, формула-1, Tyrrell
Джеки Стюарт, формула-1, Tyrrell

Кроме Формулы-1 в 1966 и 1967 годах Джеки Стюарт участвовал в формульном чемпионате Tasman Series, пилотируя болид BRM P261. В 1966 году Стюарт выиграл 4 гонки чемпионата (из восьми) и стал чемпионом серии Tasman. А в 1967 году одержал две победы и завершил сезон на второй позиции.

Джеки Стюарт, Tasman Series
Джеки Стюарт, Tasman Series

Джеки Стюарт дважды выходил на старт легендарной американской гонки «Индианаполис-500». Он дебютировал в «Инди-500» за рулем Lola T90. Джеки стартовал с 11-го места, лидировал в гонке 40 кругов (с 151 по 190-й круг), но сошел за 10 кругов до финиша по техническим причинам. В 1967 году Джеки Стюарт также выбыл из гонки из-за поломки мотора.

Джеки Стюарт, Инди-500
Джеки Стюарт, Инди-500

С 1966 по 1971 год Стюарт выступал в американском чемпионате Can-Am. В 1966 году он стартовал в двух гонках Can-Am, в 1970 году он участвовал в одной гонке Can-Am на уникальном болиде Chaparral 2J с мотором V8 и дополнительным вентилятором и юбками, которые обеспечивали граунд-эффект.

Джеки Стюарт, Can-Am
Джеки Стюарт, Can-Am

В 1971 году Джеки Стюарт принял участие во всех 10 гонках серии Can-Am. Он выступал за команду Carl Haas Racing на автомобиле Lola T260 с мотором Chevrolet, выиграл две гонки и завершил чемпионат на третьей позиции.

Джеки Стюарт дважды в 1964 году стартовал в британском кузовном чемпионате BRSCC на автомобиле Ford Cortina Lotus, а в 1970 году он провел одну гонку BRSCC за рулем Ford Escort TC.

Джеки Стюарт, BRSCC
Джеки Стюарт, BRSCC

В 1973 году Стюарт участвовал в трех гонках европейского турингового чемпионата ETCC, выступая за команду Ford Koln на машине Ford Capri RS2600. В гонке на Нюрбургринге партнером Джеки по экипажу стал бразильский чемпион Формулы-1 Эмерсон Фиттипальди.

Джеки Стюарт, ETCC
Джеки Стюарт, ETCC

В 1997 году Джеки Стюарт вернулся в Ф1 уже в качестве владельца собственной команды – Stewart Grand Prix. В гран-при Европы 1999 года Джонни Херберт завоевал первую и единственную победу для Stewart, а Рубенс Баррикелло в той гонке финишировал третьим.

Джеки Стюарт, Stewart Grand Prix
Джеки Стюарт, Stewart Grand Prix

Команда Stewart участвовала в чемпионате мира в течение трех сезонов, а затем была преобразована в Jaguar, которая затем превратилась в Red Bull.