Найти в Дзене

28 февраля 1940 года – родился Марио Андретти

Марио Андретти
Марио Андретти

28 февраля 1940 года родился Марио Андретти – американский автогонщик итальянского происхождения, чемпион Формулы-1 1978 года и 4-кратный чемпион американской серии USAC/ IndyCar. Марио Андретти - единственный пилот, который побеждал в обеих престижных гонках США: Daytona-500 и Indianapolis-500, а также стал чемпионом Ф1.

Марио Габриэле Андретти родился в Италии, в городе Монтона, район Истрия, в семье фермера. В 1948 году район Истрия перешел к Хорватии, а семья Андретти переехала в Тоскану (Италия). В 1955 году семья Андретти эмигрировала в США, в Пенсильванию.

Марио Андретти, как и его брат-близнец Альдо, с детства увлекались автоспортом. После переезда в США они приобрели подержанный Hadson Hornet 1948 года и в 1958 году дебютировали в местных грунтовых гонках на овале в 1959 году, причем первое время братья Андретти выступали в гонках в тайне от своих родителей.

В 1964 году Марио Андретти дебютировал в американском чемпионате USAC, а в 200-мильной гонке в Милуоки завоевал свой первый подиум в серии USAC, финишировав третьим.

В сезоне 1965 года Марио Андретти в гонке на треке Индианаполис в городском конфигурации одержал свою первую победу в этом чемпионате, а по итогам года завоевал свой первый чемпионский титул в серии USAC (чемпионате США на машинах с открытыми колесами).

Марио Андретти
Марио Андретти

В 1966 году Марио Андретти выиграл уже 8 гонок чемпионата и стал 2-кратным чемпионом USAC. В 1967 году он также выиграл 8 гонок чемпионата, но стал лишь вторым по итогам года. В 1968 году Марио Андретти также стал вице-чемпионом серии, одержав четыре победы.

Сезон 1969 года вновь стал чемпионским для Марио – он выиграл 9 гонок сезона, включая победу в самой престижной гонке чемпионата – «Инди-500».

В 1966 году Марио Андретти дебютировал в кузовных гонках кубка NASCAR, а в 1967 году сумел выиграть самую престижную гонку кубка NASCAR– 500-мильную гонку Daytona-500. В кубке NASCAR Андретти выступал по 1969 год.

Марио Андретти
Марио Андретти

С 1968 года Марио параллельно с выступлением в американских гонках, участвовал в чемпионате мира Формула-1. Первый два года он выступал за команду Gold Leaf Lotus Team, стартуя лишь в некоторых гонках сезона.

На сезон 1970 года Марио Андретти перешел в команду STP Corporation, которая использовала шасси March 701. Марио стартовал только в пяти гонках чемпионата мира, но финишировал лишь однажды, но сразу на подиуме – Андретти стал третьим в гран-при Испании 1970 года.

Сезон 1971 года в Формуле-1 начался для Марио Андретти с победы в гран-при Южной Африки, выступая за команду Ferrari. Но, как и прежде, выступая за Ferrari, Марио Андретти стартовал лишь в некоторых гонках чемпионата мира.

Марио Андретти
Марио Андретти

В сезоне 1973 года Марио Андретти в Формуле-1 не выступал, в 1974 году провел лишь пару гонок чемпионата мира за команду Parnelli, а 1975 год провел почти на полном расписании Ф1 за команду Parnelli.

В 1976 году команда Parnelli обанкротилась, но Марио Андретти продолжил выступления в чемпионате мира, выступая за команду Lotus. Он финишировал третьим в гран-при Нидерландов и Канады, а также победил в последней гонке сезона – гран-при Японии.

Марио Андретти
Марио Андретти

В 1977 году Марио выиграл уже четыре гран-при и стал третьим по итогам сезона. А в 1978 году он победил уже в шести гонках чемпионата мира и завоевал титул чемпиона мира в Ф1.

Следующие два года в команде Lotus были провальными, как и сезон 1981 года, который Марио Андретти провел за команду Alfa Romeo. После этого Марио завершил выступления в Ф1, но в 1982 году пару раз стартовал в Ф1, заменяя травмированных пилотов в Ferrari и Williams.

Марио Андретти
Марио Андретти

Все эти годы Андретти продолжал стартовать в некоторых гонках американского чемпионата USAC, а последнюю гонку этого чемпионата Марио провел в сезоне 1983-1984 года.

С 1979 года Андретти выходил на старт нового чемпионата – PPG IndyCar, который вскоре заменил прежний чемпионат USAC. В 1980 году, выступая за команду Penske, Марио победил в Мичигане.

Следующие два сезона Марио Андретти провел за команду Patrick Racing, а в 1983 году он перешел в команду Newman-Haas, которая использовала шасси Lola. В 1983 году он выиграл две гонки чемпионата и стал третьим по итогам года. А в 1984 году Андретти одержал шесть побед и завоевал свой четвертый чемпионский титул в чемпионате США.

Марио Андретти
Марио Андретти

За команду Newman-Haas Марио Андретти выступал по 1994 год. Всего Андретти провел 407 гонок чемпионата USAC / PPG IndyCar в течение 31 года и выиграл 52 гонки.

Марио Андретти 29 раз выходил на старт легендарной американской гонки «Индианаполис-500»: первый раз он стартовал в Инди-500 в 1965 году, а последний раз – в 1994 году. Марио трижды стартовал в Инди-500 с поул-позиции, но победил только однажды – в 1969 году. Неоднократно он сходил с дистанции по техническим причинам, лидируя в Инди-500.

Марио Андретти
Марио Андретти

В 1966 и 1967 году Марио Андретти участвовал в 24-часовом марафоне «Ле-Ман», пилотируя болид Ford GT40. В 1982 году Марио вновь вышел на старт «Ле-Мана», выступая на спорт-прототипе Mirage M12 на пару со своим сыном Майклом Андретти.

В Ле-Мане Марио Андретти стартовал 10 раз (последний раз – на болиде Panoz в 2000 году), а лучшим итогом стало второе место в Ле-Мане 1995 года, в котором он пилотировал болид Courage C34 с мотором Porsche.

В активе Марио Андретти есть победы в ряде других гонок, включая подъем на холм Пайкс-Пик 1969 года.

Марио Андретти
Марио Андретти